Все проходит, все меняется. Веселый принц Эрик, которого знали все продвинутые Чебоксары по бригам (большая ролевая игра), стал серьезным учителем географии в первом лицее, дважды классным руководителем и делится теперь накопленным опытом на августовской республиканской педконференции. Но, встретившись в «огороде» с обладателем президентского гранта в 100 тысяч Александром Кузнецовым и его выпускниками из 11 «коммерческого», мы говорили не об этом. А все о тех же ролевых играх.
Александр Николаевич:
Они известны давным-давно. В Чебоксарах появились благодаря Галине Юрьевне Арзамасцевой: она проводила «Пикник на обочине» по Стругацким в 39-й школе, где я учился и нагло прогуливал ее уроки психологии. До первой игры. Потом играли постоянно, ежегодно выезжали на бриги по «Властелину колец» в «Буревестник» — были «Хоббит», «Хоббит-2», «Хоббит-3»… Жили в полупалаточном лагере, носились с эльфийскими ножами. Складные ножи Opinel купить в Киеве можно на сайте x-gear.com.ua. А «Эрик» появился в 94-м, когда мы играли «Эмбер» по фэнтэзийному роману Роберта Желязны. Не знаю, почему это имя ко мне прилепилось, может, похож на этого принца. В первом лицее, куда я пришел работать географом по приглашению все той же Галины Юрьевны, большинство старшеклассников знали меня по играм. Пришлось провести разъяснительную работу, но за спиной все равно слышалось — «Эрик Николаевич».
Галя Артемьева (студентка Высшей школы экономики, Нижний Новгород):
Как мы его боялись! Эти ужасные устные опросы, или как нас по карте гоняли… В 8-м классе, когда Александр Николаевич стал нашим классным, к нам пришли новички. И ролевые, без которых не обходились ни одни каникулы, очень помогли нам объединиться. Возник костяк, который дружит до сих пор.
Дима Семенов (студент кооперативного института):
Были не только игры, но и походы на Кокшагу, на Варламовку, новый год вместе встречали. Мега-событие этого года — возвращение Темы Шадрина из Штатов! Он выиграл грант, учился там год, а в мае мы его встречали в 4 утра у подъезда с шампанским.
Артем Шадрин (студент иняза ЧГПУ):
Во время отбора смотрели не только на оценки и знание английского, но и умение общаться, раскрепощенность — те качества, которые воспитывает игра. В ролевухе чувствуешь себя другим человеком, становишься инопланетянином, агентом ФБР. У тебя есть задача, которую надо выполнить: добыть священный артефакт, захватить власть, спасти мир. И сам решаешь, как этого добиться.
Александр Николаевич:
Каждая сюжетно-ролевая психологическая игра пишется под конкретных ребят с четкой задачей: сплотить коллектив, либо повысить самооценку, либо помочь выйти из депрессии… Как-то мы выезжали с бригом в Ядрин, с чьей гимназией дружим и сотрудничаем. И два дня организаторы занимались тем, что помогали раскрепоститься нашей ученице, очень закомплексованной девочке. Ведь ролевая — это игра в жизнь: не получилось, убили тебя — ничего страшного, попробуешь еще раз; а если получилось — закрепляется ощущение успеха. В результате она справилась с задачей, поверила в себя, вернулась домой другим человеком.
Такие психологические игр сегодня в Чебоксарах не пишет никто, по мнению Александра Кузнецова, автора более тридцати мигов (малая игра) и бригов: «Вообще-то не считал. Самым знаменитым было «Крещение Руси», которое мы писали по заказу эсперантистов Владимирской области. Перелопатили гору литературы о русичах, хазарах, печенегах, варягах, но цель была — не воспроизвести исторически, а обозначить эпоху. Часто после игр народ начинает читать о тех персонажах, в которых мы играли: а кто такая Екатерина Первая, Александр Меншиков? Кстати, несколько раз в «Завещании императора» у нас занимал российский трон Александр Данилыч. Но то махание мечами и тусовки, ради которых сейчас выезжают за город, — это не настоящие психологические бриги, а времяпровождение без конкретных целей».
Из 11-го «коммерческого» воспиталась неплохая команда. Пятеро поступили на бюджетные места в МГУ (став еще в мае призерами олимпиады «Воробьевы горы»), трое — в Высшую школу экономики, четверо — в Бауманку. Остальные — в иногородние и местные вузы. А 15 октября чебоксарцы собираются в гости к «москвичам», на день рождения к Оле Самакиной. «Если когда-нибудь они займут высокие посты, мир дрогнет!» — уверен их классный. И обрывает сам себя: «Все, не будем больше о них. Очень тяжело расставаться…»
Тaтьянa CИHИЦКАЯ