Стимуляторы роста
«Когда я бываю в Чебоксарах, иногда захожу в продуктовые магазины и смотрю, что можно купить именно чувашского, при этом вкусного, натурального, чтобы взять с собой в Москву и угостить родных. И честно скажу, кроме конфет фабрики «АККОНД» ничего и не покупаю. Вижу очень много на прилавках мясной и молочной продукции ваших соседей, особенно Татарстана, Марий Эл, Мордовии. Но такого же разнообразия чувашских продуктов не наблюдаю, на какие рынки вы их отправляете?» — этот вопрос внес в сценарий общественно-политического ток-шоу «Приложение силы» его ведущий Сергей Ломакин.
Каждый месяц журналист Общественного телевидения России приезжает в Чебоксары, чтобы провести программу с участием Главы республики и экспертов. И этот вопрос задел за живое министра сельского хозяйства Чувашии Сергея Артамонова, который в ходе подготовки к ток-шоу прочитал сценарий. Накануне записи программы ведущий и министр летели в Чебоксары одним рейсом и, конечно, остановились на этом вопросе. «Ну докажите, что это не так», — бросил вызов Сергей Ломакин. Сергей Артамонов, по словам журналиста, вызов принял с азартом: «Я отвечу вам на программе, причем наглядно!»
Дословно
СЕРГЕЙ АРТАМОНОВ,
министр сельского хозяйства Чувашии:— Прибыль всех сельхозорганизаций республики за год составила 1,7 млрд рублей, а государство вложило в эту сферу около 3 млрд рублей. Более того, в этом году государственная поддержка еще и выросла на 26%. Производительность труда в 2018-м увеличилась на 9%. Но у нас есть организации, где на одного работника приходится 500–700 тысяч рублей в год, и есть такие, где эта цифра достигает 10 млн рублей. Разрыв большой, поэтому нам есть куда стремиться.
…Год назад в начале ноября, когда в республике отмечали День работника сельского хозяйства, в студии «Приложения силы» уже говорили о проблемах села. Но тогда акцент сделали на социальную сферу: где сельчане проводят свой досуг, на что хватает денег, как работодатели борются с пьянством на производстве, можно ли уменьшить отток рабочих рук в Москву и на север?.. В этот раз создатели программы решили поговорить о сельскохозяйственных инновациях. За счет чего аграриям Чувашии удается увеличивать производительность труда? Какую новую технику и технологии они применяют? Много ли на селе кадров, которым можно доверить дорогостоящую технику?
В большой студии телекомпании продолжается реконструкция, и съемочной площадкой стал Ресурсный центр Чебоксарского электроаппаратного завода. Кроме Главы республики Михаила Игнатьева и профильного министра на программу пригласили сельхозпроизводителей и экспертов от науки.
«Производительность труда — это прежде всего производительность земли», — уверен агроном, профессор, ветеран Чувашской сельхозакадемии Владимир Мутиков. Он сторонник биологизации земледелия, то есть уменьшения применения пестицидов и глубокой вспашки. Считает, что удобрения должны быть «зелеными», а плодородный слой земли не стоит трогать плугу трактора. Последователи такой теории в республике есть. Биологизированное земледелие в свое время внедрил в колхозе «Ленинская искра» Аркадий Айдак, сейчас по его следам пошли «Слава картофелю», «Санар» и «Луч» в Вурнарском районе, «Новый путь» в Аликовском.
«Вы задумывались о биологизации?» — спросил ведущий у Виктора Журбы, генерального директора «Холдинга КиПиАй», который несколько лет назад занялся выращиванием в Чувашии зерновых, зернобобовых и многолетних трав. «Мы думали об этом, — ответил Журба, — но к такому методу нужно хорошо готовиться. Когда работаешь на земле всего год-два, никакую биологизацию лучше не вводить. Земля может просто зарасти сорняками, а мы только-только добились того, что наша пашня в Порецком районе выглядит как зеркало.
И еще нужно понимать: спрос на продукцию, выращенную таким путем, отличается от типового или меняется только отдача почвы?»
Но проблема не только в том, что многие хозяйства хотят добиться хорошего урожая, применяя тонны минеральных удобрений. Чувашия — край оврагов, и ежегодные потери земли (если перевести на пашню слоем 25 см) составляют около 2 тысяч гектаров. Цифра примерная, говорит Владимир Мутиков, с 1985 года в республике нет точных данных, потому что не проводился мониторинг потерь земли. Сейчас уже нет почвенных экспедиций, которые работали в советское время…
В «Ленинской искре» когда-то нашли решение проблемы: это правильная организация территорий, почвозащитный севооборот, контрмелиоративное земледелие. «К земле тогда было совсем другое отношение, — считает министр Сергей Артамонов. — Сейчас из года в год по программе мелиорации республика не осваивает федеральные деньги. В 2018-м около 25 миллионов рублей, скорее всего, придется возвращать в бюджет страны. А по этой программе можно не только строить мелиоративные системы, но также проводить противоэрозионные мероприятия, сажать лесополосы. Сегодня у многих сельхозпроизводителей не хватает общего понимания процессов!»
Кстати
Установки собрали сами
Во многих сельхозпредприятиях республики стараются постоянно внедрять новые технологии, позволяющие снизить издержки. В одном из хозяйств, например, в мясном цехе и на ферме работает система рекуперации: теплый воздух прогоняется через воздушный теплообменник, оттуда насосы закачивают его в бойлеры, и он нагревает воду до 52 градусов. А потом ее доводят уже до 75 градусов: водой именно такой температуры нужно промывать молокопровод после каждой дойки. Раньше же расход электроэнергии был в разы больше: ледяную артезианскую воду нагревали тенами.
А для работы мясного цеха в этом хозяйстве используют тепло, которое выделяют пять холодильных агрегатов. Обе эти теплоустановки инженеры сельхозкомплекса собрали сами.
И вот здесь речь зашла уже о подготовке кадров для сельского хозяйства. Сергей Ломакин предложил ректору Чувашской сельхозакадемии Андрею Макушеву приглашать читать лекции руководителей успешных хозяйств. «Лучше наоборот, — ответил Макушев, — пусть наши студенты ездят к ним на экскурсии. Посмотрят своими глазами — захотят остаться». Вот так две девушки проходили практику в сельхозкомплексе «Атлашевский», потом написали диплом по этому предприятию, а окончив вуз, пришли туда работать.
«Это наши звездочки», — отзывается о девушках руководитель хозяйства Сергей Анучин. Им создали все условия для работы, назначили зарплату чуть ли не в два раза выше средней по отрасли, лишь бы молодые специалисты остались на предприятии. «Мы вынуждены возить людей из города, даже задействовали для этого автобус, потому что не можем найти на селе кадры, которые нам нужны, — говорит Сергей Анучин. — Конечно, основной костяк у нас — те, кто работает еще с советских времен, но ставку надо делать на молодежь. Без молодежи на селе ничего не будет!»
— Сергей Алексеевич, могу предположить, что внедрение новых технологий вызывает повышенный интерес и со стороны контролирующих органов (не нарушаете ли вы какие-нибудь СанПиНы), да многие бизнесмены жалуются, что в России почти ни одна проверка не обходится без штрафов. В Чувашии такая же ситуация? Как складываются взаимоотношения производителей с надзорными органами? — спросил у Анучина ведущий.
— В части технологий мы не получали никаких претензий и штрафов, потому что наши технологии — экологически чистые. Но платим штрафы по другим статьям. Контролирующие органы, мне кажется, приходят с конкретной целью: пополнить бюджет. И, глубоко не разбираясь в причинах нарушений, накладывают штрафы. У меня ощущение, что есть два параллельных мира: чиновники и производители, и первые не заинтересованы в том, чтобы вторые работали и получали прибыль.
— Я знаю, почему вы так говорите, — вступил Сергей Ломакин. — Чтобы открыть торговый павильон в Новочебоксарске, вам понадобилось пять месяцев бумажной волокиты. При этом торговля еще не шла, но за аренду места вы уже платили. Почему так долго администрация города тянула с разрешением, или с вашей стороны были какие-то нарушения?
Анонс
В следующей программе «Приложение силы», которая выйдет в конце ноября, речь пойдет о культурной жизни республики. Как сделать так, чтобы ходить в театры, музеи, на выставки стало модным среди молодежи? Ведь в Москве, например, среди зрителей молодые лица совсем не редкость…
— Потому что существует ряд формальностей, которые должны быть соблюдены. Например, чтобы получить разрешение от энергетиков, требуется, чтобы эта бумага «вылежала» на столе в течение месяца. У них такой регламент: выдать разрешение раньше они не могут. И точно так же в других кабинетах бумаги долго лежат, и вопросы быстро не решаются.
— Я не могу понять: если на открытие каждого павильона размером 2,5х6 метров у производителей будет уходить по пять месяцев, то о какой поддержке малого и среднего бизнеса со стороны муниципальных властей вообще можно говорить? — этот вопрос Сергей Ломакин адресовал уже Михаилу Игнатьеву.
— Городские власти должны использовать все имеющиеся инструменты, чтобы ускорить проведение таких процедур, потому что экологически чистая продукция востребована горожанами, — ответил Глава республики. — Конечно, с одной стороны, органы власти должны действовать по закону (а все участки в муниципалитетах идут через торги), а с другой стороны, нужно работать на результат! По данному случаю мы проведем проверку и выработаем варианты, как можно ускорить процесс согласования. Возможно, такое происходит не только в Новочебоксарске, но и в других районах.
…Завершилась запись программы достаточно неожиданно: Сергей Артамонов поставил на стол огромную корзину с продукцией чувашского производства, попутно добавив, что все купил в одном магазине. Здесь были шыртан разных мясокомбинатов республики, фермерский твердый сыр с пажитником и мягкий «Изамбаевский», несколько видов колбас, в том числе совершенно новых — с добавлением клюквы, крепкие напитки и пиво, конфеты и десерты. «Мы гордимся своей продукцией!» — заявил министр московскому гостю. «А главное — вы гордитесь людьми, которые это всё производят», — добавил Сергей Ломакин и, завершая программу, поздравил всех аграриев с профессиональным праздником.
Ольга Петрова
Фото gov.cap.ru: Многие проблемные вопросы, поднятые в ходе записи программы, уже взяты на контроль.