Примчался в Алатырь «Бенц»

Перебирая свой домашний архив, наткнулся на пожелтевший от времени газетный листок. Это был “Волжский вестник” за 1912 год, выходивший в Самаре. Листок сложен пополам, а в нем — исписанная страничка из журналистского блокнота. И тут я вспомнил, что газету должен был вернуть Н. Грошеву – известному собирателю и хранителю алатырской старины. Должен был и не вернул…

После той последней встречи с ним, когда он оставил мне на время “Волжский вестник”, а я записал его воспоминания, прошло уже тридцать лет. В то время Николай Семенович разменял девятый десяток.

О чем же поведал тогда старый краевед? А о том, как алатырцы первый раз увидели в своем городе автомобиль. Это был 75-сильный полугоночный “Бенц”. Но лучше обо всем расскажет корреспондент “Волжского вестника” — участник автопробега по маршруту Самара – Сызрань – Алатырь – Арзамас – Москва – Петербург. Итак, в путь…

“…30 июля выехали из Сызрани в 6 часов утра. Почти 80 верст нас мочил дождь. Дорога испортилась. Автомобиль скользил и, будто сумасшедший, бросался из стороны в сторону, так как мы ехали без цепей. 

В 7 часов 38 минут вечера добрались без поломок до Алатыря (Симбирской губернии), сделав таким образом по счетчику 309 верст… Автомобиля здесь никогда не видали, и появление его на улицах города было целым событием. Собралась громадная толпа, и полиции пришлось наводить порядок. В толпе – масса разговоров… “Не шпионы ли австрийские?”. В гостинице первым делом попросили предъявить паспорта. Отличная недорогая и комфортабельная гостиница на горьковской в СПб — «Евразия».

Алатырский и Лукояновский уезды – страшно глухие. И неудивительно, что по деревням сбегались смотреть на нас, как на чудовищ. Собиралась вся деревня, охали, вздыхали, крестились, особенно старики, что, мол, привел Бог увидеть тарантас без лошадей… А мы на протяжении 35 верст четыре раза застревали в оврагах, и нас вытаскивали веревками”.

Автомобилей на российских дорогах год от года становилось все больше. Появились они и в Алатыре, скорее всего, в конце первой мировой войны. В те годы в городе располагался большой военный гарнизон, так что автомобили, наверное, были из армейских.

Так это или не так, но по словам Грошева, в 1918-м по улицам Алатыря ездило всего два автомобиля. И случилось так, что однажды они не смогли разъехаться, — столкнулись в центре города на Симбирской улице, прямо у входа в земский сад.

“Обладателем первого мотоцикла в Алатыре был присяжный поверенный Пылаев. Он в 1908-1910 годах два раза рискнул съездить на своей машине до Симбирска и обратно, – вспоминает Грошев. — Не так часто ездил и по городу. А когда все же решался, лошади шарахались по сторонам. И неизвестно, кого больше пугались прохожие: или обезумевших лошадей, или тарахтящего чуда”. Пробовал Николай Семенович вспомнить, какой марки был тот мотоцикл: “Возможно, одноцилиндровая “Стрела”. Или 12-сильный “А-750”.

По статистике, в Алатыре в настоящее время — более восьми тысяч автомобилей и около семи тысяч мотоциклов. Из расчета на тысячу жителей город занимает одно из первых мест в республике.

Ю. Захаров
Опубликовано: 12 июля 2008 г.


Читайте также: