Пчела на ласку ответная

В огороде, за грядками с чесноком, словно «тарелка» прикорнула. Под скупыми на тепло лучами поблескивает крыша диковинного павильона. Можно предположить, заботливый хозяин соорудил сарай для хранения сена. Но почему тогда на отшибе? Приглядишься, вроде бы небольшие люки по бокам задраены. И все это, оказывается, самая настоящая фабрика по производству меда. Пожалуй, подобного пчелиного рая не то, что в Чувашии, во всей округе не отыщешь.
По дюжине ульев с каждой стороны. Легко здесь пчелам зиму коротать. Для них под уютной крышей не существуют осадки и ветер, их здесь не достают птицы. Все утеплено, без сквозняков, просторное помещение отделано чистым деревом. Словом, никакой химией здесь и не пахнет. Десятки приспособлений, малая механизация. Кажется, нажми на кнопку и получишь результат. Впрочем, сладкий конвейер выдает мед исправно. А пчеловод, оказывается, ставит посредине павильона рядом с ульями палатку. Ночует, но не потому, что опасается за сохранность пчел. Говорит, что там сам воздух успокаивает и лечит.
Не думал, не гадал пенсионер Алексей Игнатьевич Федоров, что на старости лет он закончит академию, да не простую, а пчеловодства. Теперь он убежден, по возможности каждый житель Чувашии должен подружиться с пчелами. «Нужно этим заниматься, – сразу же заявил он при встрече. – Почему я пошел учиться? Жил до этого в городе, на асфальте, обзавелся множеством болезней: и сердце пошаливало, и онкология не та. Мой давний друг узнал, что я в родную деревню перебрался, и привез два улья. Сказал, как отрезал: «Пчел забирай, а улья чтоб вернул через неделю». Пришлось на скорую руку постигать непростую науку «вождения пчел». В первую же зиму одна пчелиная семья погибла. Оказалось, от нехватки еды. Я тогда этих вещей не понимал. В газете прочитал объявление о приеме в академию в Рязани. И махнул туда».
По мнению «академика», в любой местности мед по-своему хорош, конечно, если он натуральный. У каждого продукта из того или иного региона свой шарм. Но чувашский мед очень хорош. Особенно, если он с пасеки, которая поближе к живой природе. На что, например, надо обратить внимание при покупке меда? «Должен быть сертификат, справка с лабораторными исследованиями, – подсказал Федоров. – Я свой мед вожу в Рязань, в НИИ, чтобы все без обмана. Не смотрите на то, жидкий он или густой. Это зависит, с каких растений пчелы собирали нектар. Пусть мед будет в стеклянной посуде. Но если в пластике, то пищевом. Этикетки – дело хозяина. Цвет тоже не играет роли. У каждого оттенка свое предназначение для лечения от разных хворей. Продавец должен уметь популярно объяснить, от каких болезней полезен его мед. Покупать помногу или порциями? Опять-таки дело вкуса. Однако рекомендую постоянно есть мед. Сахар – это мертвая пища, а мед как лекарство. И все-таки, главное, подружитесь с пчеловодом. Плохого он не посоветует».
В Цивильском районе Алексей Игнатьевич с единомышленниками мечтает создать центр пчеловодства, чтоб и с магазином, и фильмы можно было где показывать, и опытом делиться. Те же лекарства от болезней пчел кто только не выпускает. Продадут товар, и нет забот. А ведь нужны препараты безвредные и для пчел, и для человека. Возможно, и офис для местного союза пчеловодов там разместят. Сколько пчеловодов в округе, никто не считал. Но много, если даже в его деревне восемь пасек.
Известно, пчелы не любят резкие запахи алкоголя, табака, духов. Зато мелиса и мята их успокаивают. Еще не надо руками размахивать. У каждой породы свой характер. Кавказянка, конечно, миролюбивая пчела. Но у Федорова живут карпатки, потому что лучше переносят зиму. Среднерусские пчелы тоже ничего. Но их здесь почти нет. Одни помеси остались. Селекцией ведь никто не занимается. Пчеловод тоже должен стараться, чтобы его пчелы не жалили людей. Со стороны, где живет сосед, например, следует построить глухой забор не ниже двух метров. Пусть пчела с летка сразу направляется к медоносам.
Правда ли, что женщины лучшие пчеловоды? Спору нет, они более аккуратные, рамки хорошо чистят. Но собеседник напомнил поговорку: «Каждый хочет стать пчеловодом, но не каждый хочет работать». Пчеловодство – тяжелый труд, притом – круглый год. Надо постоянно быть рядом с пчелами. Большинство горожан про пчеловодство знают лишь то, что мед сладкий и полезный, а пчелы больно жалят. На практике же пчелу от осы отличить не могут.
Хорошо бы всем ознакомиться хотя бы с азами пчеловодства и встретиться с такими энтузиастами, как Алексей Игнатьевич, чтобы убедиться в том, что будущее у этой отрасли в Чувашии, несомненно, есть. Пчеловодов-пасечников в народе всегда считают немножечко чудаками, хотя и уважают за природную мудрость.
Например, на одной из научно-практи-ческих конференций они обсудили проблемы пчеловодства Чувашии и методы их решения в условиях глобального потепления климата. Профессор И. Мадебейкин на основе 32-летних наблюдений установил, что в среднем на четверть стало больше прохладных и облачных суток. Вот и собрали меньше меда в прошлом году. «Но на то мы и пчеловоды, чтобы находить верные решения, – заметил Федоров. Пчеловод не совсем профессия, а одно из немногих дел, где нельзя быть просто ремесленником. Ничего путного из этого не получится. Не зря в академии повторяли: нужны вдохновение, озарение, интуиция. Самое главное – это любовь к пчеле и знание законов ее жизни. Пчела – существо женского рода. А потому очень не терпит грубости. Если будешь с ней ласково обращаться, то она тебя никогда не обидит». А еще пчеловодство сравнивают с чудесным колодцем. Чем больше из него черпаешь, тем больше остается.
Хотя «сахарный» мед и считается диетическим, но он менее ценен. Обычно он белого цвета. Существует испытанный народный способ. Если в горячем молоке растворить ложку меда и молоко свернется, то это не цветочный мед.

Опубликовано: 19 декабря 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.