Как услышать сразу всех?
Чтобы процесс был понятнее горожанам, здесь старательно заменяли слово «воркшоп» на «открытое проектирование» и «совместная работа», а «тьюторы» — на «организаторы» и «посредники». А главное — опрашивали людей и выслушивали предложения, вовлекали в общий мозговой штурм и старались учесть самые противоречивые пожелания. Но как ни назови, работа в форме открытого проектирования и запуска подобного городского диалога для Чебоксар была внове. Что из этого вышло, лаборатория Московской архитектурной школы «МаршЛаб», приглашенная для создания архитектурной концепции Московской набережной, представила в субботу в большом зале администрации Чебоксар.
Как уже писала «Советская Чувашия», работа по благоустройству набережной ведется в рамках федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Независимая лаборатория с подачи Минстроя Чувашии приглашена городской администрацией. К тому же воркшоп был не только проектной работой, которая велась на базе «Чувашгражданпроекта», но и исследовательской. Ее первая часть проходила под руководством московского социолога Максима Любавина. Интервью горожан помогали определить активные ключевые точки или их отсутствие на «заданных» пяти километрах и стали, по сути, базой для работы архитекторов. Кроме нее никаких заготовок у молодых разработчиков больше не было. Правда, в качестве исходного архитектурного материала использовались наработки «Чувашгражданпроекта».
Гости, надо сказать, взялись за трудную, а во многом и неразрешимую, задачу — учесть все пожелания, порой прямо противоположные, чтобы «вылепить» из них что-то одно. Не строить ничего капитального и создать оригинальный объект, сохранить старый святой источник и новые волейбольные площадки, раскинуть протяженный парк и не забыть про автолюбителей, сделать основным в этом месте активный отдых и умиротворенность любования закатами и рассветами, учесть национальную идентику и внедрить нечто глобально объединяющее. Видимо, во многом желание совместить все в одном привело к «примирительной» концепции, которая вроде бы должна устраивать всех, но в итоге до конца пока не устроила никого.
Разработчики честно разбили набережную на пять частей — историческую, пляжную, спортивную, арт-кластер и территорию яхт-клуба, каждая из которых может «решаться» с учетом увлечений и взглядов их посетителей по-своему. Хотя набережная длинная, для отдыха пока оборудовано мало мест, отсюда неизбывный конфликт интересов — несмотря на роскошные виды на природу, здесь еще скучно и монотонно.
По словам архитектора Филиппа Якубчука, функционально территории «нарастут» в результате самоорганизации активного населения («только жизнь сделает набережную интересной, никакой архитектор этого не сотворит»). Приглашение горожан для созидания предполагается на условиях государственно-частного партнерства, распределение участков — без права владения.
Впрочем, независимо от самоорганизации проектировщики все же заложили в концепцию спуски к берегу и к воде, что радует. Сначала инфраструктура и прочие условия, и лишь потом инициатива горожан. Доступность берега и самой волжской глади на сей момент — большая проблема. И одной из главных задач ставилась организация удобных спусков, подходов и навигации к набережной на всем ее протяжении и для всех, в том числе маломобильных граждан. В проекте сейчас четыре реконструируемых и семь разрабатываемых спусков.
На противоположный берег после ликвидации лодочной станции и оптимизации водного транспорта тоже попасть весьма затруднительно. Правда, на этот счет идей пока не оказалось. Как и на неучтенную пока сезонность — чтобы набережная активно жила не только в летние месяцы. Совсем не разработанными остались предложения по транспортным маршрутам.
Хотя существующее с прошлого лета благоустройство, по оценке архитекторов, как и большинства жителей, уже «работает». И этот потенциал нужно лишь развивать. Например, возвести некие узнаваемые актуальные объекты. В качестве оных специалисты предлагают амфитеатр, сад скульптур, пирс для танцев, плавучий пляж в виде деревянных понтонов, в исторической части — часовню, в спортивной — кайт-станцию.
В культурно-образовательном «кластере» архитекторы закладывают возможность строительства моста, смотровой площадки и даже лифта. Проблему пересечения пешеходов с велосипедистами разрешают с помощью разделения дорожек для тех и других широким цветником.
На Новосельском пляже концептуально заложены мол, маяк, четыре волейбольные площадки, деревянное покрытие для имеющихся бетонных скамеек, благоустроенный источник, а вместо громоздких фонарей молодежь предлагает антивандальные светящиеся столбики.
Чтобы изменить вид пока еще жутковатых бетонных берегов на центральном пляже, задумали применить декор. Предлагается либо отдать их под граффити, либо украсить вьющимися растениями. А весь прибрежный сервис расположить некими блоками (такое решение применялось в Москве, на Воробьевых горах).
Первую очередь проекта обещают реализовать уже этим летом, а весь целиком — до 2019 года включительно. За счет средств федерального, республиканского и городского бюджетов, а также за счет предпринимателей и городских сообществ. Например, сообщество активных велосипедистов готово обустроить участок для своих тренировок и следить за ним, чтобы это было безопасно для других горожан.
Хотя в смысле безопасности горожан, да и самих специалистов, больше волнует вопрос грамотного подхода к обустройству спусков. Работы начинать надо с берегоукрепительных работ, и чем скорее, тем лучше. Иначе все концепции придется разрабатывать заново. Московский архитектор Николай Лызлов, который будет курировать дальнейшую работу над проектом, пояснил, что любые сооружения представленной концепции, главным ресурсом которой выступает активность горожан, могут исправляться — в этом ее суть. Зыбкость грунтов, безусловно, требует трепетного отношения, поэтому не предлагается никаких капитальных сооружений.
Кстати, не менее важный вопрос с зелеными насаждениями также оставлен до лучшего часа, а именно до весны, когда над ним смогут поработать дендрологи. Предложенные понтоны и молы для использования в наших условиях также требуют тщательного изучения.
…Одним словом, акцент на инициативу горожан в проектировании общественного пространства, несомненно, оказался во многом поворотным моментом в жизни Чебоксар: городской диалог, хоть и с трудом, но «проклюнулся». Однако результат совместного архитектурного штурма еще требует огромной последующей работы, где надо «отшлифовать» буквально каждый элемент, подумать как над элементарным комфортом среды, так и над уникальностью облика родного города.
Фото из презентации концепции Маршлаб
Деревянные понтоны, предложенные в качестве симпатичных плавучих пляжей, сразу подверглись критике — их снесет первый же ледоход! Как и дорогостоящий лифт, доставляющий отдыхающих прямо к воде: есть нужды поактуальней. А вот вписанные в природу терренкуры, деревянные дорожки, мостики, открытые амфитеатры чебоксарцам очень понравились.
Сегодня в 18.00 в большом зале администрации города Чебоксары состоится еще одна презентация и обсуждение. Горожанам будут представлены дизайн-проекты благоустройства ключевых общественных пространств столицы республики, которые планируется завершить до 2022 года.
На рассмотрении 18 общественных пространств, включенных в пятилетнюю программу формирования городской среды. А в числе приглашенных — специалисты управлений архитектуры и градостроительства, ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации Чебоксар, «Чувашгражданпроекта», активисты территориальных органов самоуправления, председатели и активисты советов многоквартирных домов.
Презентации дизайн-проектов благоустройства уже состоялись в администрациях Калининского, Ленинского и Московского районов. А 18 марта в тех же зданиях Чебоксар, где расположатся избирательные участки, пройдет рейтинговое голосование, в ходе которого каждый горожанин сможет выбрать одно, два или три общественных пространства, которые, по его мнению, должны быть обустроены уже в 2018 году.
Нельзя разрешать езду на автомобилях по Московской набережной