В ГОРОДЕ НЕ ХВАТИЛО МЕСТА ДЛЯ ХРУПКИХ СТУДЕНТОК
Великая Отечественная война резко и до неузнаваемости изменила жизнь Чувашии и ее столицы. Десятки тысяч эвакуированных граждан самых разных специальностей и десятки предприятий совершенно новых для республики направлений деятельности, массовый призыв в Красную Армию, передислокация в республику десятков воинских частей, открытие эвакогоспиталей, строительство непосредственно на территории ряда районов оборонительных линий — это не могло не повлиять на жизнь республики.
Но сегодня хочется представить, как бы развивалась республика, если бы в 1941 году на ее территорию были эвакуированы иные предприятия и учреждения. Коснемся хотя бы культуры.
Не прошло и месяца с начала войны, как в адрес Совета народных комиссаров Чувашской АССР поступила телеграмма следующего содержания: «Срочно сообщите возможность приема в один из городов вашей республики 170 учащихся и педагогов Московского хореографического училища Большого театра точка общежитие помещение для учебы продовольственная база точка ответ Москва Пушечная 2 Дирекции хореографического училища ГУУЗ Комитета по делам искусств СССР Кухарков Дирекция училища Баскина».
Увы, ответная телеграмма председателя Совнаркома Чувашии Александра Сомова не позволила продолжить этот многообещающий для развития культуры республики контакт: «Баскиной За неимением мест городах районах принять ваше училище не можем».
Понять руководство республики того периода можно — тут и воинские части не знаешь, куда и как разместить. И вдруг как снег на голову — хрупкие девчонки (лишь некоторые старше 15 лет), мечтающие о сцене.
Ситуация была не только серьезной, но и драматичной. Срочная телеграмма в Совнарком была принята в Чебоксарах в ночь с 19 на 20 июля 1941 года, если точнее, в 1 час 29 минут 20 июля. Неизвестно, спал ли вообще в эту ночь председатель Совнаркома республики Александр Васильевич Сомов, но в этот же день была подписана им ответная телеграмма в Москву: «Не можем». В результате оно было эвакуировано в город Васильсурск, что в Воротынском районе Нижегородской области, репетиции и выступления проходили там в клубе водников.
Каким же был коллектив хореографического училища Большого театра к моменту эвакуации?
Прежде всего, это премьер Большого театра (1920–1935 гг.), директор и художественный руководитель училища, будущий профессор Николай Тарасов. Прославился Тарасов и своими учениками, подготовленными в эвакуации.
Солистка Большого театра Раиса Стручкова была основным дублером Галины Улановой, стала профессором, с момента создания в течение 14 лет являлась главным редактором журнала «Советский балет (Балет)».
Незаменимым партнером Галины Улановой был Александр Лапаури, ставший народным артистом РСФСР и профессором.
Примой-балериной балетной труппы Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко была Виолетта Бовт. С ней же танцевала и Мира Редина. Как исполнительница главной роли послевоенного фильма «Солистка балета», она стала символом советского балета для тысяч и тысяч советских школьниц, мечтавших даже в тяжелейшие годы послевоенной разрухи о большом искусстве и большой сцене. В какие населенные пункты Чувашии можно было принять училище? Так как оно эвакуировалось пароходом, то наиболее вероятны были дома отдыха в Ильинке и Кувшинке, города Чебоксары, Мариинский Посад, рабочий поселок Козловка.
Кто знает, будь училище эвакуировано в Чебоксары, может, и Майя Плисецкая поступила бы учиться к нам, а не пробивалась в Москву без пропуска на въезд через кордоны НКВД на ее вокзалах.
И чувашский балет развивался бы более динамично. В реальности же лишь в 1957 году республика направила на учебу в Ленинградское академическое хореографическое училище первую группу детей. А мечтать об образовании профессиональной балетной труппы и воплощении на чувашской сцене произведений мировой хореографии стало возможно лишь с распределением в Чебоксары в 1966 году выпускников Ленинградского хореографического, то есть через четверть века после телеграммы с Пушечной, 2.
Фото newsko.ru: Ленинградское хореографическое училище тоже эвакуировало своих воспитанниц во время войны. Этот знаменитый снимок сделан в деревне Платошино, недалеко от Перми. Теперь пермская балетная школа — одна из самых знаменитых.
КСТАТИ
Можно вспомнить и еще одну знаменитую артистку, которую война могла забросить в Чувашию, — Ольгу Аросеву. Дочь одного из руководителей Московского революционного восстания в 1917 году Александра Аросева и секретаря-референта жены Вячеслава Молотова Полины Жемчужиной — Ольги Вячеславовны Гоппен. Еще в детстве, в 1935 году, во время воздушного парада с ней заговорил и подарил ей цветы Сталин, вместе с ним она попала в кадр фотографа и с тех пор стала известной в стране.
В первые дни войны Ольга увязалась с сестрой Леной на строительство оборонительной линии под Орлом. Пока под бомбежками и в неразберихе прифронтовой полосы возвращалась домой в Москву, мать с младшей сестренкой эвакуировались в Чувашию. В оставленной на квартире записке был строгий наказ и старшим дочерям выехать за ней, а в придачу мешок сухарей, деньги и пропуск на выезд.
Но сестры решили иначе: поступили учиться, старшая — в театральное, Ольга — в цирковое и еще на курсы десантников. К концу войны мать вернулась в Москву, а Ольга Аросева с головой ушла в театральное творчество: второй МХАТ, Ленинградский театр комедии, Театр сатиры, Театр на Малой Бронной… Более 50 ролей в Театре сатиры, такая же активность в кино. А как ее ждали зрители развлекательного телешоу «Кабачок «13 стульев» — в роли пани Моники она была неотразима!
Интересно, что в комедии «Бешеные деньги» Ольга Аросева выходила на сцену Театра сатиры в роли Надежды Антоновны Чебоксаровой, «пожилой дамы с важными манерами», как описывал свою героиню Александр Островский…
Эвакуированная Киевская лентоткацкая фабрика — была размещена в сарае на окраине Чебоксары. Ну а для балета и артистов просто сараев не хватило. Мания величия во всем, посудите сами что представляла в те годы индустриальная Пермь (с 1940 года Молотов) и Чебоксары.
Интересно и где же сейчас эвакуированная Киевская лентоткацкая фабрика? Что то Чебоксары чуть не стали центром советского лентоткацкого производства. Не кивайте на ООО «Лента».
Очень интересный материал, спасибо. Центром советского балета Чебоксары может быть и не стали бы, но то, что сейчас здесь было было сильное балетное училище — это точно.
Речь идет о достаточно сложных для республики днях, так что ехидство про «манию величия» несколько неуместно, даже анонимно под всевдонимом «абориген». В те дни Совнаркому Чувашской АССР необходимо было выполнить небывалую раньше по сложности и масштабам задачу — разместить в республике несколько десятков тысяч эвакуированного из западных областей в Чувашию населения — только 18 июля 1941г. к нам прибыло 18 эшелонов, 21-го июля 1941г. число эвакуированных достигло 34200 человек. Всех нужно было обеспечить жильем, питанием, социальным и медицинским обслуживанием, трудоспособных — работой.
Между прочим, в те июльские дни 1941г. население Чувашии по отношению к эвакуированным было более доброжелательным, чем наш «абориген» в наши далеко не голодные годы.