Буфет как зеркало театра

kollll.jpgВ театрах начался новый сезон. Зритель явно соскучился. Это заметно по залам: перед спектаклями и концертами они гудят как ульи. Подобное радует. Постоянные зрители, уныло сидевшие в полупустых залах в майские дни массовой копки огородов, сейчас удивленно взирают на новые свежие лица по соседству. Однако у плюсов, как водится, всегда есть свои минусы. Пресловутые театральные буфеты как-то не рассчитаны у нас на аншлаги. Впрочем, они по-прежнему мало на кого и на что рассчитаны.
«СЧ» уже затрагивала тему выхода публики в театральный свет и полный нафталин обслуживания театралов перед представлениями и в антракте. С тех пор на буфетном фронте без перемен. Наши театры поотстали от времени не только на сцене. Впрочем, сама сцена – это сложный творческий процесс, то есть эти проблемы хотя бы объяснимы. Но то, что в театрах в упор не видят, что жизнь вокруг них изменилась и в плане, например, общественного питания или отдыха в барах и кафе совсем иного уровня ассортимента, обслуживания и дизайна, объяснить практически невозможно. Ведь это вопрос чисто организационный. И никаких мук творчества не предполагает.
Возьмем, к примеру, филармонию, с каждым годом ощутимо набирающую в творческих оборотах. Зритель повалил сюда уже не только на эстраду, но и на мюзиклы и даже на симфонические концерты. Подвижническая работа композитора Николая Казакова и маэстро Мориса Яклашкина приносит свои плоды. На недавнем открытии сезона Симфонической академической капеллы с приглашенным солистом Александром Бондурянским яблоку упасть было негде. До лишнего билетика пока не дошло, но остатки билетов на Эшпая и Гайдна перед концертом активно раскупались. «Оду искусству» Бетховена бисировали, а гостя из Москвы с руководителем капеллы завалили цветами. Триумф, да и только! Не Чебоксары, а респектабельная Вена.
Но это пока вы не вышли в фойе. Нарядная публика сразу же утыкается даже не в барную стойку или прилавок, а в одинокий стол, уставленный колбасой в тесте и банками с пивом и кока-колой. Чай в меню есть, но в пресловутых пластиковых стаканчиках, которые впечатлительный зритель донесет до столика, лишь пять раз обварив пальцы. Да и при аншлаге в буфете оставьте надежду успеть смочить горло, разгоряченное криками «браво», не потолкавшись в нервной очереди. Как сказали бы музыканты, сплошной диссонанс.
Наверное, поэтому одна зрительница мюзикла «Нарспи», самого аншлагового спектакля нашего города, призналась, что они с друзьями перед походом в филармонию сначала сидят в пиццерии, что в этом же здании, и не подходят к филармоническому «столу». Самое смешное, что пиццерии, арендующей здесь площади, оказывается, «невыгодно» обслуживать в самой филармонии такое количество публики. Поэтому по буфетному делу здесь сейчас другое предприятие. Уже не только композитор, но и директор Николай Казаков признается, что и этих «буфетчиков» нашел еле-еле. Директор уже заключал договоры со многими предпринимателями, но они быстро сворачивали свою деятельность: без привычной водки торговля у них не шла, а лицензия на спиртное для театрального буфета весьма дорога. (Потому что дело на самом деле считается выгодным.) Он отмечает, что аншлаги все-таки пока далеко не на каждом концерте. К тому же, если сделать все достойно высокой симфонии, будет дорого и никто ничего не купит. Пришедшему на звезд чувашской эстрады бокал шампанского не нужен, а слушателю Бетховена – не по карману. А вообще, считает Н. Казаков, все эти несоответствия просто от бедности. Директору пока не до буфетов, до осени в филармонии элементарно не было воды. К тому же красота театрального ритуала зависит и от удобства самого здания. Реконструкция филармонии завершится не раньше 2015 года. Тогда все должно будет соответствовать театрально-концертным стандартам. И столовая бывшего дома политпросвещения, где сейчас располагается популярная пиццерия, опять перейдет к филармонии. Тогда волей-неволей придется думать, как на этих площадях эффективно работать.
Но вот вам вздумалось пойти в Русскую драму. Там реконструкция давно закончена. А с буфетной культурой проблемы еще непонятнее. Буфет также отдан в аренду заведению, не имеющему к театру ни какого-либо отношения, ни какой-либо симпатии или сочувствия. Это просто удобное место, чтобы усталые трудящиеся могли здесь пообедать или выпить после трудового дня. Поэтому не удивляйтесь, если при входе в храм искусства будет попахивать подогретыми чесночными котлетами. Здесь вы не найдете никаких пирожных, зато в якобы театральном буфете будут сидеть явно не зрители и есть фирменное блюдо «жареные бычьи яйца». И при чем здесь реконструкция? Спасибо еще, что в баре теперь не гремит музыка прямо во время спектаклей, после долгих скандалов и разбирательств эту «культурную» особенность удалось как-то сгладить.
Кстати, этими же котлетами этого же заведения пахнет у нас в кукольном театре и даже в художественном музее. Оформление соответствующее – картонные репродукции расплывчатого содержания. Это в главных-то оплотах искусства! Когда я спросила у директора РДТ С. Ермолаевой, устраивает ли театр такой буфет, где не хотят есть ни зрители, ни сами актеры, она испуганно ответила, что, по ее сведениям, раньше было еще хуже.
В Чувашской драме года два назад честно пытались ввести белые скатерти и фаянсовые чашки. Все это довольно быстро исчезло. Тоже, наверное, «невыгодно». Чашек нет даже в самом пристойном театральном буфете столицы республики – в театре оперы и балета. И тут пластиковый стаканчик будет плавиться от кипятка у вас в руках. И здесь посреди оперы, если разразится аншлаг, придется давиться в очереди за бутербродом. На обслуживание одного зрителя у здешних буфетчиц уходит как минимум минут десять. А ассортимент булок и пива большой, со сложными ценами в 26 рублей 57 копеек. Попробуй сосчитай быстро. Директор ЧГТОиБ Михаил Шиманский согласен, все должно быть четче и даже жестче. Никто сейчас голодным в театр не ходит. Пиво и водку необходимо из буфетов изъять, оставив благородные шампанское и коньяк и несколько видов пирожных и свежих бутербродов. Театр – праздник и угощение кавалером дамы. Это мировой стандарт.
Директор-то прав, но в буфетах распоряжаются другие дяди. Просто буфеты в свое время «благополучно» у театров забрали, чтобы у них, а заодно и у культурного ведомства об этом голова не болела. Вот у них и не болит. А те, кто пришел на смену штатным театральным буфетчицам, просто не отличают театр от районного вокзала.
Неэтично приводить в пример какую-нибудь Метрополитен-оперу, где в буфете за полчаса могут поесть полторы тысячи человек кордебалета. Но вот и в соседней Йошкар-Оле в театрах вроде как не боятся мыть чашки с блюдцами и (о чудо!) даже варят кофе для всех желающих. Наверное, просто понимают, что, если в театре не ведают элементарного искусства встретить зрителя по-человечески, о каком другом искусстве речь? Недаром буфет называют самым правдивым местом в театре, то есть во многом этот театр отражающим.



Читайте также:

2 Ответы

  1. Надо, чтобы випам отдельно не накрывали в этих театрах и клубах. А то уже хуже, чем в СССР, каждый районный начальник ест в людных местах за своей перегородкой. МЫ недавно были на концерте в Финляндии, так там и министры и послы шли в тот же буфет. И коньяк там, конечно, в пластиковые стаканчики не наливают, как в нашей опере)))

  2. «Мне случалось пить из футляра для очков.» (с) С. Довлатов

    У театральных буфетов всё-таки должна быть несколько другая концепция, чем у вокзальных буфетов: меню — легковесное (буквально), обслуживание — как на пожаре.
    Технология уже отработана, — в Макдональдсе, например.
    Чуть-чуть фантазии, немного любви к зрителям — и мы на шаг ближе к высокому искусству. :)

    «Посещайте почаще
    Театральный буфет.
    Там пирожные с кремом,
    С пузырьками вода.
    Как дрова на тарелках
    Шоколадки лежат,
    И сквозь трубочку можно
    Пить молочный коктейль.
    Не просите билеты
    На балкон и в партер,
    Пусть дадут вам билеты
    В театральный буфет.
    Уходя из театра,
    Унесете с собой
    Под трепещущим сердцем,
    В животе, бутерброд.» (с) Г.Остер

    К. Огурцова, она же НН.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.