Нелегкая стезя сельского предпринимательства

Фермер Алексей Краснов хотел заняться коневодством, а выбрал гусей... Фото Вячеслава ИВАНОВА из архива редакции ФЕРМЕРЫ – НАЧИНАЮЩИЕ И ВЫБЫВАЮЩИЕ

Разговоры об иссякающем людском потенциале на селе сильно преувеличены. Недавно в Минсельхозе республики состоялся очередной отбор сельских предпринимателей по известной программе поддержки начинающих фермеров и создания семейных ферм, действующей с 2012 года. Конкурсное «сито» нынче выдержали 33 претендента из 103 допущенных к нему. А всего было подано 114 заявлений. В первом же году действия программы претендентов было всего лишь 54.

ДИНАМИКА – ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

Грант для начинающих в сумме до 1,1 млн. рублей предназначен на создание и развитие фермерского хозяйства и единовременную помощь на бытовое обустройство. На создание семейной фермы суммы посолиднее: сначала было до 10 млн. рублей, в этом году – 5 млн. Всего за минувшие четыре года поддержкой воспользовались 184 начинающих фермера и 23 семейные животноводческие фермы.
Растут денежные обороты фермеров, из начинающих постепенно становящихся маститыми. По данным отдела экономического анализа и прогнозирования Минсельхоза республики, в 2015 году выручка фермеров составила более 200 млн. рублей, что почти на 40 проц. выше уровня предыдущего года. Есть положительная динамика и по другим показателям.
При этом, конечно, нельзя сказать, что все идет гладко и, стартовав с миллиона, все фермеры только наращивают производство и повышают благополучие своих семей. Сельский бизнес – один из наиболее рискованных. Фермер может оказаться в убытке как при плохом урожае, так и при хорошем, когда цены на продукцию падают и сбыт ввиду затоваренности затруднен. Да и других проблем хватает…

ПРОГРАММА С УСЛОВИЯМИ

Пробиться в фермеры, получить солидный грант нелегко. Как рассказывает глава Буртасинской сельской администрации Вурнарского района Николай Петров, несколько местных парней, которым надоело ездить на заработки в Москву, решили попробовать себя на фермерской стезе – занялись оформлением документов на подачу заявки в конкурсную комиссию. Да очень скоро расстались с этой затеей – слишком уж много надо иметь терпения и скрупулезности, чтобы собрать полный пакет. И подались снова на заработки…
Слов нет, бумажная волокита у нас подчас чрезмерная, особенно когда речь идет о выделении бюджетных средств, да еще безвозмездно. А миллион рублей гранта – сумма приличная. Но программа поддержки фермеров федеральная, хотя и на условиях софинансирования с регионом. И ее требования республиканский Минсельхоз упростить не вправе.
Но еще сложнее фермеру выполнить все условия, на которых предоставляется грант. В течение пяти лет он обязан, в частности, добиваться оговоренной соглашением денежной выручки.
Если занимается животноводством – увеличения поголовья скота. Кроме того, создать определенное число новых рабочих мест – это уже социальное обязательство. В противном случае грант придется вернуть.

ШИНШИЛЛА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО МЕХ…

В первые годы действия программы до этой крайней меры дело не доходило. Но прецедент не заставил себя ждать.
Как говорит ведущий специалист-эксперт отдела экономического анализа и прогнозирования Минсельхоза республики Валентина Тимофеева, одно из основных условий использования поддержки – оформление в собственность земли под постройку животноводческих помещений. Допускается и долгосрочная аренда, зарегистрированная надлежащим образом. И вот тут чаще всего у фермеров возникают проблемы.
Как, к примеру, у одного фермера из Моргаушского района. (Фамилию не называем, поскольку ему сейчас очень нелегко.) В 2103 году фермер получил грант на выращивание мехового зверька шиншиллы. Построил мини-ферму, но землю под нее в собственность не оформил. Обязан был сделать это в течение года, потом срок продлили еще на полгода. Документы на регистрацию он подавал, но в ходе оформления якобы поменялся кадастровый номер участка, из-за чего, по выражению фермера, возникли «непонятки».
А вот в отделе имущественных и земельных отношений районной администрации придерживаются другого мнения. По словам главного специалиста-эксперта Валентины Мостовой, номер действительно поменялся. Но это дело было поправимое, «я лично не раз встречала фермера в райцентре и напоминала, что сроки уходят, зайди и оформи документы, он всякий раз обещал, но так и не пришел». Все сроки прошли, условие не выполнено, в итоге было принято решение о возврате гранта.

ДЕЛО НЕ В ЭКЗОТИКЕ

Этот фермер выбрал бизнес, можно сказать, экзотический, с трудно предсказуемыми экономическими плодами. Ожидаемых высоких доходов так и не получил, а сейчас, с учетом непростой ситуации с возвратом гранта, положение его наверняка осложняется. Хотя ликвидировать поголовье он пока не собирается. «Могут заставить снести ферму как незаконную постройку?» – спросил я у фермера. «У нас все возможно», – ответил он.
Видимо, это так. Возможно, особенно если подходить к столь серьезному делу, мягко говоря, недостаточно ответственно. Чиновников тут вряд ли в чем-то можно упрекнуть, не им же отвечать за бизнес и крупную денежную сумму, доставшуюся фермеру даром.
В разговоре с одним докой в сельском хозяйстве тот сказал, что нечего было ввязываться в эту экзотику, надо заниматься традиционными отраслями – картошкой, молоком, свиноводством… Но тут многое зависит не от направления бизнеса, а от предпринимательских способностей и той же ответственности. В плеяде фермеров, стартовавших с начинающих, есть те, кто тоже взялся за особый и оттого рискованный бизнес. Выращивание гусей экзотикой не назовешь, для села это обычное дело. Но это если их выращивать только для собственного новогоднего стола да гостинцев детям в город. А вот завести огромное стадо с последующей плановой реализацией гусиного мяса – это уже не любительство.

ШАНС ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ

Ядринец Алексей Краснов в 2012 году надумал податься в начинающие фермеры, когда ему до пенсии оставался год. Алексей Андреевич легок на подъем, он и место жительства менял, и несколько раз работу. По образованию лесотехник, потом руководил известными в республике здравницами, в том числе туркомплексом «Волжанка», после этого хлебозаводом. Но Краснов – не заурядный летун: в иных случаях обстоятельства вынуждали переехать в другой город, в других – интерес к новому делу и возможность побольше заработать.
Но зачем за год до пенсии надо было заморачиваться бизнес-планом по программе поддержки начинающих фермеров, чтобы получить миллион рублей субсидии на создание фермерского хозяйства? Как говорил мне тогда Краснов, привлекла, конечно, солидная денежная сумма, с которой можно стартовать в сельском бизнесе. Субсидия стала для него шансом вернуться к истокам своей деревенской жизни, который грех было упустить.
Была у Краснова давнишняя мечта заняться коневодством – с малолетства любил лошадей. Родом Алексей Андреевич из деревни Ачаки Ядринского района, центральной усадьбы знаменитого колхоза «Ленинская искра», где покойный председатель Аркадий Айдак когда-то держал конноспортивную школу. К ней-то и пристрастился в свое время Краснов.
Но когда стал составлять бизнес-план на получение гранта, решил остановиться… на гусях и кроликах. Лошадки, кроме душевной привязанности, должны еще и окупать себя, а это в ближайшей перспективе не просматривалось. Зато лапчатые обещали приносить прибыток. («Спасли же гуси Рим…» – шутит фермер.) Держать гусей он решил в родной деревне, на доставшемся в наследство родительском подворье. Вместе с десятком лошадей, отказаться от которых не смог. Подворье просторное, всем места хватает: лошади – в конюшне, гуси – в отдельных домиках. А кроликов развел в другом месте.
250 голов молодняка гусей Краснов закупил тогда на Урмарской птицефабрике. В первый год получить хороший «навар» не рассчитывал, по нулям хотя бы выйти, но в будущем прибыль должна быть. Если пойдет дело, можно со временем и об увеличении поголовья подумать, а затем и о собственной переработке гусятины.
На днях я поинтересовался у фермера, не свернул ли он бизнес. Нет, говорит, все идет, как хотел – стадо не уменьшается, сбыт продукции хороший.

И ФЕРМЕР, И ПЕДАГОГ

В республике по-прежнему острой остается проблема введения в оборот заброшенных земель. После основательной ревизии по инициативе министра сельского хозяйства Сергея Артамонова было установлено, что таких площадей не 50 тыс. гектаров, как считалось раньше, а почти вдвое больше. Усилий и ресурсов для их возрождения соответственно требуется тоже в разы больше. Да и новые инструменты следовало бы запустить. Какие? А хотя бы ту же программу начинающих фермеров.
По логике производственный потенциал на селе благодаря появлению новых предпринимательских структур в лице законных фермеров увеличивается, земли для работы требуется все больше. С этим, казалось бы, не проблема при наличии чуть ли не сотни тысяч неиспользуемых площадей. Но это если глядеть из города. А сельчанин, рискнувший создать свое благополучие тяжким крестьянским трудом, с детства знает, что на плохой земле ни картошку не вырастишь, ни корма для животины, если решил заняться молоком или мясом.
Вурнарский район из года в год «поставляет» претендентов на получение грантов по программе поддержки начинающих фермеров. Нынче еще трое пополнили их ряды. Что характерно, двое из них – женщины. До них грант получила Светлана Лукина из Буртас и очень хорошо «поднялась» на этой поддержке. Сначала была у нее старенькая ферма, несколько лет назад построила новую. И это при том, что Светлана успевает еще и в местной школе преподавать – по первой профессии она педагог.
Землю Лукина для выращивания кормов арендует – успела взять хорошие долевые участки. Вообще с землей на территории Буртасинского поселения проблем нет, что касается площадей. Но около 400 гектаров из них заброшенные. Лет восемь назад они принадлежали одной оскандалившейся в республике компании, набравшей десятки тысяч гектаров земли с обещанием возродить ее и наладить полноценное растениеводство. Это оказалось полным пшиком, компании пришлось землю возвратить и убраться из республики.

ГРАНТЫ ПОЙДУТ В РОСТ

Но земля осталась и стала зарастать мелколесьем. По словам главы администрации Николая Петрова, не раз выставляли ее на аукцион в расчете на то, что фермеры возьмут, но безрезультатно. Лишь гектаров 30 согласился обрабатывать один единоличник.
В целом по району остается еще приличная площадь необрабатываемых земель. По оценке местных наблюдателей, рассчитывать на то, что за нее могут взяться фермеры, да еще начинающие, вряд ли приходится. Никто не хочет стартовать с целины – слишком дорого это обойдется.
Тем не менее программа востребованна и успешно действует. Есть хорошие новости, чтобы она действовала еще эффективнее. По данным Минсельхоза республики, на будущий год сумма гранта для начинающих фермеров может увеличиться до 1,5 млн. рублей, а на создание семейных ферм – до 10 млн. Стоит, как говорится, побороться за такую поддержку.

Опубликовано: 24 мая 2016 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.