КОВАРНЫХ ТРУБ ПЕРЕПЛЕТЕНЬЕ
В такие строения, как дом номер 14 по улице Советской в Новочебоксарске, идеалистически настроенным гражданам лучше не заходить. Пятиэтажное общежитие коридорного типа, построенное в 1967 году, сейчас числится полноценным жилым домом. Здесь нашли прибежище и молодые семьи с детьми, и одинокие вахтовики, и личности неопределенного рода занятий, коих часто можно встретить возле пивнушек.
Одно ремонтируем, другое ломаем
Два подъезда, пять этажей. Входим в темное «парадное», вдыхая отнюдь не парфюмерный аромат. На лестничных площадках – пятна то ли крови, то ли краски. Повсюду валяются неоплаченные квитанции за капремонт. И на кухонных окнах – тоже. На весь этаж – одна-единственная кухня с несколькими старыми газовыми плитами. С середины июля плиты в одном из подъездов бездействуют.
Нынешним летом в этот дом пришла программа капитального ремонта, в рамках которой намечено было обновить системы водоснабжения и канализации, а также газоснабжения. Начали с «водяных» труб. И вот когда подрядчик, выбранный по конкурсу, проведенному республиканским фондом капремонта, начал менять канализационную трубу, он каким-то образом задел трубу газовую. В домах такого типа эти два стояка проложены рядом, расстояние между ними крохотное. Произошла утечка газа, о чем ремонтники доложили газовикам, а те, чтобы не «бабахнуло», оперативно перекрыли доступ голубого топлива. В общем, пока одно чинили, другое сломали.
«ГДЕ СПИМ, ТАМ И ГОТОВИМ»
Жильцы на отключение газа среагировали по-разному. Некоторые, взяв отпуска, подались к родственникам в деревню в ожидании, когда все наладится. Другие, как мама двоих детей Кристина, обзавелись индивидуальными электроплитами и стали готовить прямо в комнатах. «Опасно, – соглашается Кристина, – а что поделаешь?»
Петр Кириллов живет этажом ниже. Свою новенькую электроплиту он выносит на кухню, чтобы готовить там. В комнате не рискует. На этой кухне всего две полноценные розетки (как, впрочем, и на остальных). Третья раскурочена, с проводами наружу. Но действующая, и ею тоже пользуется здешний отчаянный и отчаявшийся народ.
«Я на кухне за 15 лет ни разу не готовила. У меня своя электроплита», – заявила жиличка с первого этажа, где на кухне вообще не было газовых плит. Вроде бы их демонтировали еще в прошлом году. Почему? «Не знаю. Вы у газовиков спросите», – посоветовала собеседница, которой явно не хотелось разговаривать с незваными гостями. А кто-то просто жаждал общения. «Давай поговорим. Вы че тут пургу гоните?» – подступал, дыша вчерашним днем, дядька с голым торсом. Другой, приличный с виду, гражданин заподозрил нашего фотокора, снимавшего интерьер, в чрезмерном внимании к своей персоне. «Не только мое лицо, даже ноги не должны появляться ни на каких фотографиях без моего разрешения! Понял, ты? А ну дай сюда!» – тянулся он к фотоаппарату.
Во избежание непредсказуемых последствий мы поспешили к выходу. «Чего вы тут ходите? Лучше бы помогли газ подключить», – донеслось вслед чье-то безнадежное.
КОНКУРС, ЧТОБЫ ПОЧИНИТЬ
…Жильцы 14-го дома действительно оказались в непростой ситуации. В иные времена вышедший из строя газовый стояк им бы починили дней за десять специалисты, к которым вышла бы с письмом управляющая организация. Но когда в дом нагрянула программа капитального ремонта, так действовать, говорят, запрещено. Газовый стояк можно ремонтировать только подрядчику, выбранному на конкурсной основе заказчиком – фондом капремонта.
С другой стороны, если бы работники, подрядившиеся заменить водно-канализационные стояки, попались опытные или хотя бы осторожные, они бы не довели дело до «утечки газа». В конце концов, не сочли бы лишним обратиться за консультацией к сведущим специалистам-газовикам. Да и заказчику, наверное, надо было глубже вникнуть в проблемное расположение труб и постараться упредить возможные ЧП. Поэтому винить саму программу кап-ремонта новочебоксарцы, возможно, и не собираются. Скорее уж обвинят в непрофессионализме подрядчиков.
Фонд капремонта объявил тендер по замене газовых стояков в этом доме. Но с первого раза желающих поработать не нашлось. Провалился и второй конкурс. Только на третьем определился подрядчик. В лучшем случае газ обещали подать к концу августа. В реальности же развивается худший вариант. На дворе середина сентября, а жильцы по-прежнему остаются без голубого топлива. Они вынуждены ежедневно рисковать, готовя супы и каши на электроплитах, зачастую в неприспособленных для кухонных дел комнатушках. Кто за такое в ответе?
И еще вопрос. Специалисты говорят, что подобное расположение труб, допускавшееся в былые времена в общежитиях для одиноких людей, признано устаревшим и опасным в жилых домах. Так не разумнее ли в этом случае потратить «капремонтовские» деньги на замену газовых плит на электрические?
Статья злободневная,в ней на мой взгляд переплелось несколько существенных вопросов,это и отношение жителей к своемудому,местам общего пользования,это и проведение воспитательной работы с детьми и жильцами в домах такого типа,это и контроль и ответственность чиновников за судьбу нового витка эксперимента под названием капремонт.Призыв ужесточения контроля только со стороны жильцов означает одно не способность чиновников отвечать за свой участок работы.А в итоге страдают жильцы.Да и администрация города не должна остоваться в стороне.