В Чебоксарах живет прапраправнучатая племянница Достоевского

Нина Николаевна предпочитает читать не Достоевского, а о Достоевском.ИЗ РОДА ДОСТОЕВСКИХ
Прапраправнучатая племянница великого писателя предпочитает чтению его романов рукоделие

70-летняя Нина Владиславлева не любит афишировать свое родство с дворянским родом Достоевских, а романы Федора Михайловича считает «тяжелыми». Чебоксарская пенсионерка признается, что большее удовольствие ей доставляет чтение мемуаров жены и стенографистки писателя Анны Сниткиной-Достоевской, рассказ об их невероятной истории любви, в результате которой на свет появились «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы» и четверо детей. Нина Николаевна подчеркивает, что она «очень дальняя родня» всемирно известному литератору. На фамильном древе Достоевских ее ветка берет начало от старшего брата Федора Михайловича – Михаила. «СЧ» встретилась с чебоксарской представительницей рода Достоевских.
– Нина Николаевна, когда и как вы узнали о своем родстве с Достоевским?
– В детстве от бабушки и мамы. Но в советское время говорить о своем дворянском происхождении было не принято. Поэтому история фамилии в нашей семье умалчивалась. Я тоже старалась не распространяться о том, что в моих жилах течет кровь Достоевских. Не говорила даже школьным подругам. Помню, однажды после урока литературы одноклассница сказала мне, что роман «Бесы» Федора Достоевского – мистический. Я бровью не повела. Взяла книжку, начала читать, никакой мистики не увидела, одни анархисты и революционеры, и на середине бросила. Конечно, очень приятно осознавать, что я из такого прославленного рода, который тянется более пятисот лет. Но лично в моей судьбе это родство никакой роли не сыграло. За суетой жизни, быта и работы как-то не думала об этом.
– А как сложилась ваша жизнь?
– В Чебоксарах наша семья оказалась случайно. Мы с мамой Натальей Александровной жили в Горьком (Нижнем Новгороде). Она была анатомом. В Великую Отечественную войну работала госпитальным прозектором, вскрывала трупы, выявляла ошибки врачей. Была капитаном медицинской службы и прошла от Электростали до самого Кенигсберга, награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны второй степени.
В 1967 году ее пригласили из Горького в Чебоксары, создавать вместе с профессором Валентиной Амосовой кафедру анатомии в Чувашском мед-институте. Профессия анатома в ту пору в стране была крайне редкой… А я осталась в Горьком доучиваться в университете на факультете вычислительной математики, пару лет проработала по распределению на телевизионном заводе.
Потом мама настояла на моем переводе в Чебоксары и устроила в вычислительный центр ЧГУ программистом. Но я с детства любила рисовать и придумывать модели одежды. И мечтала поехать учиться в Москву в текстильный институт. Поэтому, когда в 1976 году в Чебоксарах открылся Дом мод, я бросила работу в ЧГУ и пошла ученицей в ателье.
Мама мой поступок не одобрила, бывшие коллеги не поняли. А мне нравилось шить. Весь мой гардероб создан мной лично. Я почти тридцать лет проработала в школе преподавателем технологии. Что мы только не шили с моими ученицами! Это были времена советского дефицита, а девочкам хотелось красиво одеваться. Сейчас я на пенсии, из-за зрения шью реже, в основном наряды для кукол. У меня есть сын Александр, тоже, получается, из рода Достоевских.
– Есть семейные реликвии?
– Книга «Логика. Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления» 1881 года издания. Автор – ректор Санкт-Петербургского университета Михаил Владиславлев. На страницах даже сохранились его карандашные пометки. Михаил Владиславлев был мужем Марии Достоевской, дочери Михаила Михайловича Достоевского и племянницы писателя. Она была пианисткой, любимой ученицей Рубинштейна.
У Михаила и Марии было четыре сына, один из них, Владимир, стал известным нижегородским адвокатом, народником, переписывался с Горьким, принимал в своем доме Дмитрия Ульянова. Владимир Михайлович женился на сестре знаменитого в то время актера Павла Гайдебурова Вере Гайдебуровой, к сожалению, умершей молодой и оставившей на руках мужа двоих сыновей – Михаила и Александра. Александр Владимирович Владиславлев – мой дед, отец моей матери Натальи Александровны.
На картине И. Репина «Не ждали» согласно семейной легенде Владиславлевых изображены писатель и его племянница.Моя мама в отличие от меня была увлечена исследованием фамильного древа, выступала на конференциях с докладами. Например, в 2006 году, в год празднования 500-летия рода Достоевских, ее пригласили выступить в Москву. Мама обожала музыку, особенно оперную, была известной театралкой, поэтому темой исследования выбрала «Достоевский и музыкально-театральное искусство». А на следующий год, уже в возрасте 86 лет, она летала в Болгарию, где выступала на телевидении и конференции с докладом «Родословная древа Достоевских». Сколько помню, мама вела активную переписку с достоевистами, помогла им найти нескольких потомков великого рода. Частично эта переписка вошла в книгу «Хроника рода Достоевских». Это издание тоже, можно сказать, наша семейная ценность. Впрочем, меня исследовательская деятельность мало увлекала.
– Но какие-то «достоевские» легенды храните?
– Бабушка мне рассказывала, что на знаменитой картине Ильи Репина «Не ждали», где запечатлен момент возращения из ссылки в родной дом «политического», на самом деле изображен Федор Достоевский. Конечно, это очень маловероятно. Но писатель, как известно, тоже провел в сибирском остроге несколько лет за «преступные замыслы» против правительства. Кроме того, на полотне также изображены с любопытством выглядывающие из-за спин взрослых дети. Так вот, в нашей семье всегда считали, что девочка написана Репиным с племянницы писателя Марии Михайловны.
– А что из произведений Достоевского вам нравится?
– Прочитала я не все. Еще в школе не прониклась Достоевским. Федор Михайлович для меня очень тяжелый писатель, у него сложная проза. Исключение – «Идиот». Когда читаю, зримо представляю киноверсию романа с Юрием Яковлевым и красавицей Юлией Борисовой. Mikhail_DostoyevskyПредпочитаю читать не Достоевского, а о Достоевском. Люблю воспоминания его жены Анны, которая была моложе мужа почти на двадцать лет и невероятно любила его. Она прощала его болезненную страсть к рулетке, постоянные долги. Поэтому, когда Достоевский сделал ей предложение, сразу ответила согласием. Это был удачный брак. Хотя Федор Михайлович был очень сложным человеком.
– По телевидению прошел сериал «Достоевский» Владимира Хотиненко. Как вам?
– Не смотрела. Новые фильмы я не смотрю принципиально, только старые, любимые…
– Кто для вас Федор Достоевский в первую очередь – писатель, русский мыслитель?
– Предок.

КСТАТИ
В Санкт-Петербурге живет прямой наследник писателя – Дмитрий Достоевский. На восьмом десятке правнук русского гения с удовольствием водит экскурсии по местам «Преступления и наказания», а до пенсии водил трамваи. Его сын Алексей (праправнук писателя) – капитан Валаамского флота, отец четверых детей. Младшего ребенка назвали в честь великого предка Федором.

ОТ РЕДАКЦИИ
Встретиться с Ниной Владиславлевой нам помогла волонтер музея-квартиры Федора Достоевского (отдел гослитмузея) в Москве Галина Шашкина. Уроженка Вурнарского района работает в столичной дирекции «Мосгорпарк», а в свободное время помогает музею. Ее дружба с музейщиками началась год назад с прочитанной книги Николая Богданова «Лица необщим выраженьем…» о родственниках Достоевского. В ней-то и было упоминание о Чебоксарах. За подробностями наша землячка обратилась к автору книги, тот поведал историю Владиславлевых и попросил передать чебоксарским потомкам юбилейное издание «Хроника рода Достоевских». Девушка не только доставила книгу, но и всерьез увлеклась изучением родословной Достоевских. Редакция благодарит Галину Шашкину за организацию встречи.

Опубликовано: 26 августа 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.