Больше трех лет 68-летняя Вера Кузьминична из Новочебоксарска обивала пороги чиновничьих кабинетов с одной-единственной болью: «Верните мою землю!» Непросто оказалось пробить бюрократическую стену…
«Надежда» обманула
А началась земельная история пенсионерки пять с лишним лет назад. В городской газете попалось на глаза объявление: садоводческое некоммерческое товарищество «Надежда» продает земельные участки в постоянное пользование. Встретилась с тогдашним председателем, выбрали свободный участок. Председатель заверила: как заплатишь деньги, так и станешь хозяйкой земли. О документах на него беспокоиться не надо, мы сами их оформим. Заплатила Вера Кузьминична в садоводческую кассу 6 тысяч рублей (3 тысячи за землю и 3 – за межевание участка, как ей сказали). И начались у пенсионерки трудовые, но приятные земельные хлопоты. Никто ее из правления не тревожил.
И только весной 2006-го узнала, что выделенный ей и оплаченный участок отдали другому человеку. Дополнительный список новых членов садоводческого товарищества (64 человека) был утвержден в 2005 году постановлением главы администрации Чебоксарского района, после чего на владельцев участков скопом оформили межевые дела. Но в этом списке Веры Кузьминичны почему-то не оказалось. Хозяйкой ее участка значилась некая Эльвира (фамилию опускаем), и межевое дело на нее было оформлено.
Около года убитая земельным горем женщина пыталась выяснить, кто так скверно поступил с ней, кто такая Эльвира и почему ей отдали участок. Слышала разговоры, что бывает такое – «заинтересованные лица» участки оформляют на подставных людей, а потом продают их еще раз, а деньги в свой карман кладут. Но так и не докопалась до истины. Счастливица, которой отдали участок, так и осталась для Веры Кузьминичны таинственной незнакомкой, все попытки разыскать ее успеха не имели. Впрочем, ни разу не видели владелицу участка и в правлении товарищества, взносы не платила, на собрания не приходила, участок в собственность через регслужбу не оформляла. Председатель товарищества и казначей, принявшая деньги у пенсионерки и выдавшая ей квитанцию за своей подписью и с печатью СНТ «Надежда», стали уже бывшими – общее собрание садоводов решило снять их с должностей весной 2006-го. С пенсионеркой обсуждать ее земельную проблему «бывшие» не желали.
И начались хождения пенсионерки по важным инстанциям, где бумаги не пропадают и законы изучают. Много раз обращалась в администрацию района, писала заявления в прокуратуру, в управление Роснедвижимости по Чувашии и его районный отдел. Но ее заявления перебрасывали из одной инстанции в другую, присылая безнадежные ответы. Один из главных аргументов – список претендентов на землю не администрация составляла, а товарищество. С правленцами оттуда и надо разбираться, почему Вера Кузьминична «выпала» из этого списка. Короче, замкнутый круг. И ни одного дельного совета, каким путем можно разрешить ситуацию в пользу пенсионерки.
И судья измучил
Отчаявшись пробить бюрократическую броню своими силами, весной прошлого года пенсионерка отправилась в Чебоксарский районный суд с одним-единственным документом – квитанцией об уплате 6 тысяч за участок. В ответчики призвала райадминистрацию (в частности, требовала включить ее в список садоводов, получивших участки) и «бумажную» собственницу-невидимку участка (в суде так и не появилась). А в декабре судья А. Ярадаев (уже второй по счету, занимавшийся этим делом) отказал пенсионерке в исковых требованиях.
В основу решения положены аргументы райадминистрации, которая решительно не признавала исковые требования. Веры Кузьминичны нет в списке садоводов, получивших участки, Эльвира подавала заявление на его выделение, а истица нет, вынести постановление о передаче участка истице невозможно, земля уже имеет собственника, приводились и другие аргументы.
Многое обескуражило пенсионерку. К примеру, никто ей не говорил, что надо писать заявление о предоставлении участка на имя главы района, полагает, что заявление от Эльвиры составлено задним числом и не ею подписано. Если бы все было честно, то эта дама давно бы уже бегала по судам, как и она, отстаивая землю. Что ж, пенсионерке в логике не откажешь. Нынешний председатель правления тоже горой за Веру Кузьминичну, которую чиновники уже замордовали отписками – она же фактически пользуется землей. Но его не слышали.
К слову, о доступности правосудия. Пенсионерка обжаловала решение суда в кассационном порядке. Но жалоба долгое время не могла дойти до Верховного суда. Господин Ярадаев неоднократно оставлял ее без движения, ссылаясь на разные процессуальные нормы. Первый отказ связан с тем, что истица не приложила к жалобе квитанцию об уплате госпошлины.
– Да я и понятия не имела, что, когда пишут кассацию в Верховный суд, тоже надо платить 50 рублей, – рассказывает пенсионерка. – Если я не заплатила госпошлину, зачем тогда жалобу приняли, сказали бы: иди сначала заплати. В определении от 16 января этого года сказано, чтобы я оплатила госпошлину в течение семи дней. Но я в этот срок не уложилась, потому что это определение четыре дня провалялось в суде, прежде чем мне его выслали. И пришло оно ко мне по почте в последний день истечения 7-дневного срока – в пятницу. И как тут успеть? Время – три часа дня, автобусов в Кугеси уже не было, более того, впереди два выходных, суд не работает. Только в понедельник и принесла туда квитанцию. И опять получила определение с отказом, потому что не выполнила указания судьи и не уложилась с госпошлиной в семидневный срок. И кассационную жалобу мне вернули вместе с определением, и тем самым лишили меня возможности написать повторную. Ох, сколько ж я перетерпела…
В феврале этого года написала частную жалобу в Верховный суд на действия представителя районной Фемиды, считая их незаконными. Но и частная жалоба, как и кассационная, сначала в Чебоксарский райсуд подается. Только и ее судья оставил без движения, опять нашел процессуальные нарушения. И все же благодаря усердию истицы жалоба дошла до Верховного суда. И там отменили определение судьи, связанное с оставлением кассации без движения по причине несвоевременной уплаты госпошлины. А позже ВС отменил и «земельное» решение райсуда, дело передали на рассмотрение другому судье, С. Иванову. И под его председательством суд признал за пенсионеркой право собственности на земельный участок. И при этом взял за основу аргументы, которые показались несущественными предыдущему судье: деньги пенсионерка за землю внесла, а «бумажная» владелица участка – ни копейки, решением общего собрания садоводов она исключена из членов «Надежды», а Вера Кузьминична принята.
– Теперь хоть спокойно за черникой в лес поеду, ягоду тоже надо собирать в хорошем настроении, чтобы варенье вкусным вышло, – с улыбкой сообщает Вера Кузьминична. – Судье Иванову спасибо от меня через газету передайте, разом дело разрешил и справедливо. – И качает головой: – Не думала, что шесть соток мне так дорого обойдутся…
И не только в моральном плане. Уйма денег потрачена: расходы на адвокатскую помощь, на бесконечные поездки из Новочебоксарска в районный суд, в администрацию, в столичные инстанции. Так что 6 тысяч, уплаченные за участок, теперь Вере Кузьминичне вроде мелочью кажутся. Смотрю на нее – худощавую, невысокую, на седую прядь, выскользнувшую из-под платка, в измученные глаза пенсионерки и думаю: что ж мы с людьми-то делаем…