Юрий Чайка пригласил к себе корреспондента “Советской Чувашии”
Увидеть своими глазами коридоры и кабинеты одного из самых закрытых ведомств страны — Генеральной прокуратуры Российской Федерации – не снилось даже рядовым следователям. Но мне повезло. В минувший вторник самый главный прокурор России Юрий Чайка гостеприимно распахнул свои двери для обычных людей, чтобы провести экскурсию и побеседовать с ними. Правда, попасть в число этих самых “обычных” оказалось не так просто. Их отбирала “Российская газета” – редакция устроила конкурс на самый интересный вопрос читателей и по его итогам отобрала десять авторов. Среди них – студенты, адвокаты, военные самых разных возрастов. В эту группу попала и корреспондент “Советской Чувашии”.
Самое серьезное ведомство “ока государева” находится в центре Москвы на улице Большая Дмитровка. На фоне помпезных бутиков, деловых офисов и строгого здания Совета Федерации, располагающихся поблизости, казалось, что и Генпрокуратура будет выглядеть не менее величественно. Ожидания не оправдались. Немного выделялись лишь черный с витиеватым узором забор и мраморное крыльцо с блестящей табличкой, которую часто показывает телевидение. А вот само здание, не мелькающее в репортажах, больше похоже на обычную многоэтажку – без декоративных украшений и колоннад. К нашему приходу фасад и вовсе был обставлен строительными лесами.
И во дворе Генеральной прокуратуры никаких изысков в виде клумб, газонов и каменных дорожек — есть лишь фонтан с несколькими струйками в небольшом бассейне из коричневого мрамора. Неподалеку выезда ждали черные “мерседесы” и “киа”, чьи автомобильные номера украшали большие российские флажки.
Здание, в котором сейчас располагается Генпрокуратура, было построено в 1824 году и принадлежало князьям Голицыным. Позже оно было продано купцам Востряковым. С каждым приходом новых хозяев дом надстраивался. К 1927 году оно приобрело современный вид и стало четырехэтажным. Во многом сохранилась внутренняя отделка. Витражи из цветного стекла, бронзовые люстры и бра, огромные зеркала и лепнина – все это художественное убранство вековой давности.
Эта бывшая купеческая усадьба видела многих знаменитостей своего времени и исторических деятелей. Например, в одном из залов, именуемом нынче Мраморным, в начале 1900-х годов проходили литературные чтения клуба изящной словесности. Свои творения декламировали М.Горький, К. Бальмонт, В.Брюсов, В. Маяковский. Полувековой юбилей здесь справлял В. Ленин – именно тут он произнес свою сакраментальную фразу “Лучший способ отметить свой день рождения – хорошо поработать”.
Историю же ведомства здесь представляет картинная галерея – портреты всех 35 генерал-прокуроров Российского государства по 1917 год. Среди них есть и Гавриил Державин – известный филологам как сочинитель од, Дмитрий Набоков – дедушка знаменитого автора “Лолиты”.
Спустя десятилетия, в 1933 году, купеческая усадьба превратилась в рабочие апартаменты генеральных прокуроров. Новые хозяева не стали добавлять в интерьер украшения – со временем появились лишь некоторые детали вроде табличек “В здании прокуратуры не курят” или “Просим строго соблюдать тишину”.
Юрий Чайка – 65-й по счету генеральный прокурор Российской Федерации. Располагающий к общению, открытый, при встрече он каждому гостю пожал руку и пригласил в свой кабинет. Здесь те же детали – тяжелые светильники, шторы с большими кистями. Правда, к ним еще добавились предметы, говорящие о высоком статусе хозяина, – кожаные кресла и дубовые столы.
Однако отвечать на вопросы в своем кабинете Юрий Яковлевич отказался. И предпочел побеседовать в другом зале, более располагающем к откровенному общению. Вопросов было много. Только на электронный адрес “Российской газеты” пришло свыше двухсот посланий. Людей интересовало многое. Спрашивали, например, о размерах взяток, которые берут чиновники. Но Юрий Чайка предпочел не афишировать “ставки”.
Зато много говорил о борьбе с коррупцией: “Впервые в прокуратуре создано подразделение по надзору за государственной муниципальной службой, которое занимается в том числе анализом хода реализации национальных проектов. Кроме того, мы следим за исполнением законодательства по правам человека, потому что полномочий у нас больше, чем у правозащитников”. О некоторых успехах на фронте борьбы с коррупцией почти ежедневно рассказывают центральные средства массовой информации. Зато почти ничего не говорят о внутренних проблемах органов прокуратуры, о Юрии Чайке как личности.
А трудностей в работе хватает. Генеральный прокурор говорил о кадровом вопросе. Мол, много приходит в госструктуру молодых специалистов, и если они действительно подтверждают свою квалификацию, это радует. Беспокоят Юрия Чайку другие: избалованные, некомпетентные сотрудники, поступающие на государственную службу лишь по своей фамильной принадлежности, – дети, родственники, друзья высокопоставленных чинов. “От таких надо избавляться”, – сказал Юрий Яковлевич.
С личными проблемами генпрокурор справляется иначе. Духовные силы он черпает на Святой горе Афон в Греции, часто беседует с владыкой Троице-Сергиевой лавры. Хватит ли возможностей, чтобы справиться с задачами, которые ставит Президент В.Путин перед прокуратурой, спросили напоследок гости. “Хватит, иначе не надо было мне давать согласие на эту должность”, – бодро ответил Чайка, взял в руки подаренную нами икону и перекрестился.
Ну а я, покидая здание Генпрокуратуры, сильнее ощутила наиболее острые проблемы, которые волнуют людей и одну из основных государевых служб страны. Они, эти проблемы, конечно же, станут предметом внимания журналистов «Советской Чувашии».
И. СOЛОВЬЕВА