Фотомастер Сергей Васильев рассказал о встрече с космонавтом Андрияном Николаевым

Лого - newЛЮДИ ТЯНУЛИСЬ К НЕМУ

Фотоальбом в подарок о поездке

С летчиком-­космонавтом СССР Андрияном Николаевым, оказывается, однажды работал и самый знаменитый чуваш Южного Урала и один из самых известных чувашей вообще – фотомастер Сергей Васильев. Наш земляк по праву входит в первую обойму лучших фотографов России. (Беседа с ним была опубликована в номере «Советской Чувашии» от 31 июля 2014 года.) О встрече с космонавтом он впервые рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете.

Яндриян и Фотограф1– Пожалуй, это было где-то в начале 1970-х годов, – сказал Сергей Григорьевич. – Кто это организовывал, не могу точно сказать, наверное, отдел пропаганды ЦК КПСС. Конечно же, в плане патриотического воспитания молодежи Москва направила легендарного человека в столицу Южного Урала. На пике всенародной славы первопроходец космоса целую неделю гостил у нас, в Челябинске. И принимал его, понятно, обком. Помню, высокого гостя везде и всюду сопровождал секретарь по идеологии Николай Соннов. И меня «пристегнули» к этой свите как фотокора газеты «Вечерний Челябинск».

Все, что происходило в этой поездке Андрияна Григорьевича, я подробно снимал на пленку. Вроде бы из этих снимков для почетного гостя потом сделали фотоальбом. Кстати, составителям было из чего выбирать. Набралось много снимков, где Николаев в школах с детьми, на заводах с молодыми рабочими, с местной интеллигенцией. Видел, как люди тянулись к нему. И он был взволнован, хотя сам уже объездил чуть ли не полмира.

Встреча за встречей, десятки вопросов, раздача автографов. Но ни тени усталости на лице. Все так же подтянут в своей парадной форме с двумя звездами Героя Советского Союза на груди, орденской колодкой и значком депутата Верховного Совета РСФСР.

фотографОднажды, после очередных встреч с народом, они сидели и разговаривали в обкомовском кабинете. Андриян Григорьевич делился впечатлениями, интересовался планами на завтрашний день. И я присутствовал при этом, присев в сторонке на диване. И тут Соннов предложил: «Вы ведь, кажется, земляки, давайте теперь я вас сфотографирую на память». Словно мои мысли угадал, ведь мне так хотелось иметь такое фото, но как-то было неловко беспокоить гостя. Я вручил партийному начальнику свою камеру, хотя сомневался, что он в ней что-то смыслит и сможет сделать хороший кадр, ведь фотографией он не занимался. Да и не теперешние фотоаппараты были – может, «Никон» или «ФЭД-2», не помню. Словом, навел на резкость, показал, куда нажимать. Так был сделан этот снимок.

Каким по жизни Андриян Григорьевич мне показался? Прежде всего, несколько сдержанный человек. Когда вопросы задашь, на них и отвечает. Но всегда загорался, когда рассказывал на митингах, а каждая встреча стихийно перерастала в митинг, о своих друзьях, о подготовке и двух полетах в космос. О чем мы разговаривали в тот вечер, когда был сделан снимок? Уже не помню в подробностях. Он спросил, откуда я родом и как давно в Челябинске, поддерживаю ли связи с малой родиной. Говорю, что у меня в Канашском районе много родственников и друзей. Я часто к ним езжу, обязательно навещаю маму. Мне показалось, что ему было приятно, что вдали от дома встретил земляка, поговорил с ним на материнском чувашском языке.

Это была единственная встреча с Андрияном Григорьевичем. В дальнейшем наши пути не пересекались. Хочется верить, что тот фотоальбом о поездке Николаева сохранился. Кстати, слышал, что он во второй раз посетил Южный Урал в начале 1980-х годов…



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.