Кризис заставляет импровизировать

p1350602.jpgНа прошлой неделе два республиканских театра закрыли сезон. 20 мая веселым спектаклем «Мымренок» простился с чебоксарским зрителем до будущего сезона ТЮЗ им. М. Сеспеля. На следующий день, отыграв музыкальную драму «В деревне», закрыл занавес и Чувашский драматический театр им. К.В. Иванова. Впереди у этих коллективов гастроли по республике и в соседние регионы. Однако остальные театры пока вовсе не собираются зачехлять костюмы и декорации и будут зазывать публику еще целый месяц.
В Русской драме полным ходом идут репетиции пьесы Джеймса Голдмена «Лев зимой». Именно этой семейной драмой сильных мира сего, действие которой происходит на Рождество 1183 года, в РДТ планируют торжественно закрыться 19 июня. А вот кукольный и оперный театры сохранят активность аж до 28 июня. Причем коллективы не ограничатся репертуарными спектаклями, а освоят и новые проекты. Например, кукольники начинают большую программу по созданию и прокату спектаклей для детей-инвалидов, которые не только не могут ходить, но и самостоятельно двигаться. Таких детишек в республике 23, и артисты к каждому из них приедут домой. А в театре оперы и балета сочинили новый фестиваль. И именно смотр оперетты, который здесь планируют провести с 26 по 28 июня, ударно закроет сезон 08-09.

И не такое видели

И все-таки в храмах Мельпомены подводят очередные итоги. Сезон, что пришелся на объявление мирового экономического кризиса, на излете. В наших театрах, правда, переживали и не такое. «Каким образом нас может коснуться кризис, если мы постоянно живем в таком состоянии?» – удивленно вопрошает главный режиссер ТЮЗа Станислав Васильев. Однако и здесь озабочены тем, чтобы финансовый ручеек, поддерживающий театральное производство, не только не иссяк, но даже зажурчал несколько активнее.
Нынешние театральные бюджеты не только неприлично скудны, но и абсолютно не рассчитаны на приглашения композиторов, балетмейстеров и художников. Дело в том, что гонорары драматургам и другим «сотворцам» той или иной постановки входят в общую сумму так называемых постановочных. И если театр отваживается на такое приглашение, то на декорации и костюмы средств, как правило, почти не остается. Поэтому приходится до бесконечности перекрашивать, перешивать и латать. И вид у постановки соответствующий. Например, Чувашский драматический театр делает 5-6 премьер в году. На все это ему, как и другим драматическим театрам, дается всего 500 тысяч рублей. Худрук ЧГАДТ Валерий Яковлев признается, что, бывая в Москве, всегда скрывает подобное положение дел. Потому что никто не поверит, что за такие деньги можно выпустить столько спектаклей.
У ТЮЗа к проблемам с постановочными прибавляется такая особенность, как разъездной характер работы. В театре на колесах вынуждены делать декорации в двух вариантах. А отсутствие собственного здания не дает экономить на одежде для сцены и освещении: чтобы «одеть» и осветить огромную сцену ДК, где базируется наш ТЮЗ, театр практически выбрасывает «на ветер» столь необходимые на постановки средства. У тех, кто имеет собственный театральный «дом», проблемы со старением зданий. Руководитель коллектива Русской драмы Ашот Восканян уверен, что без технического перевооружения здания этого театра решать большие творческие задачи невозможно. В РДТ практически вышло из строя и освещение, и звуковое оборудование. Даже сама сцена уже ходит ходуном под декорациями и даже под ногами актеров.

Лебеди вместо автобуса

Министр культуры Роза Лизакова, правда, обнадежила театры, что ее ведомство прорабатывает этот вопрос с Минфином. К тому же в то время, когда выходило положение о нормативах финансирования театров, целевые средства не выделялись. А теперь все это просчитано в целевой программе «Культура Чувашии на 2010–2020 годы».
Однако приходится выбирать, на что в первую очередь направить средства. Например, чтобы достойно профинансировать нынешнюю премьеру «Лебединого озера» в театре оперы и балета, пришлось отказаться от покупки автобуса для этого же театра. Все это сделано в расчете на появление в республике качественного творческого продукта и успешного проката новой постановки. Фаворит нынешнего балетного фестиваля действительно получился вполне приличным «продуктом». Что и говорить, именно в период кризиса республику озарила весьма дорогая по местным меркам, почти двухмиллионная, постановка. Зритель впервые за многие годы увидел одетых в новенькие пачки и трико не только солистов, но даже кордебалет. Спектакль не стыдно было представить в Испании, где бисировали «русский балет». В результате даже появилась шутка, что теперь долго будет из чего перешивать и переделывать. Было бы, однако, хорошо, если бы эта грандиозная постановка поработала и сама долго и счастливо.

Вдохновенная экономия

Ведь вот что интересно. Куда более вдохновенным «продуктом» нынешнего сезона в этом театре оказалась премьера гораздо скромнее. Это опера «Сельская честь» в постановке москвички Эллы Фейгиновой, которая привлекла к себе внимание даже представителей «Золотой маски». Участия пока никто не гарантирует, но даже попадание в просмотр такого конкурса – это уже некий прорыв. И именно этот прецедент заставляет задуматься, что эффективнее для небогатой театральной провинции – затратные сценические «полотна» или «продукт», который может быть не менее качественным, но при этом гораздо более мобильным и приемлемым по средствам. То есть спасать театры от финансового убожества, конечно, необходимо (эту миссию во многом взял на себя институт президентских грантов), но деньги придется считать с каждым днем все строже и строже. Поэтому появление таких спектаклей, как «Пять–двадцать пять» в ТЮЗе, где авторы постановки обошлись лишь киноэкраном, или «Прогулки в Лю-Блё», где привыкшая к немецкой экономии сценограф София Маццони сумела обойтись рекордным минимумом для большой сцены в 12 тысяч рублей, одновременно и симптоматичное, и отрадное явление на нашей сцене. Чемпионы экономии нынешнего сезона к тому же вызвали и самый горячий отклик заждавшихся живого современного театра зрителей. Но если «Прогулки» ставил опытный Владимир Красотин, то тюзовская постановка была доверена начинающему в этом многотрудном деле молодому артисту Дмитрию Михайлову. В детском театре идут на такие эксперименты буквально от отчаяния. Ведь своих режиссеров попросту нет, а для приглашения профессионалов у детских театров опять-таки нет средств. То есть в этих случаях сработал принцип «талант вопреки обстоятельствам».

Кадры решают все

Поисками талантов театры в этом сезоне тоже занимались активнее прошлогоднего. Хронический провал в вопросе национальной драматургии пробовали устранять уже не одним конкурсом, а сразу двумя. Тот же ТЮЗ, объявлявший собственный конкурс драматургов, пожинает определенные плоды. Плоды скромны, но одна из найденных в конкурсном потоке пьес уже поставлена. Чувашский драматический попробовал пригласить марийского режиссера с постановкой бурятской пьесы. В театре оперы и балета и вовсе приглашают режиссеров из столиц. Кроме упомянутой Э. Фейгиновой, репетициями сезона управлял петербуржец Максим Жучин. Причем в качестве главного режиссера. Результатов нового приглашения зритель пока не лицезрел, но хочется надеяться, что они будут. В отличие от громкого приглашения уходящего сезона – балетмейстера Валерия Кокорева, который пообещал организовать у нас президентский балет, но в результате разногласий с труппой не проработал и года. В Русской драме в уходящем сезоне появились и главный художник, и завлит. После ухода из жизни талантливого Александра Родика театр несколько лет непостижимым образом обходился без штатного господина оформителя. Выпускник Школы-студии им. В. Немировича-Данченко Владимир Шведов перешел в РДТ из Чувашской драмы, и в театре опять начали появляться внятные афиши и выставки в фойе. А новый завлит Вероника Кизерова заметно оживила работу театрального сайта.
Одним словом, сезон периода экономического кризиса заставил театры «карабкаться» несколько активнее прежнего. Символично, что в стенах кукольного театра, придумавшего самый недорогой за всю нашу фестивальную историю театральный форум (обменный фестиваль театров кукол Поволжья «Карусель сказок») еще до всяких кризисов, в этом году состоялся и серьезный разговор о создании попечительских советов учреждений профессионального искусства. Тема изыскания дополнительных внебюджетных средств далеко не кукольная. Но именно театр для самых маленьких начал думать об этом первым.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.