Говорят, Александр Дмитриевич Муратов никогда не раздает обещания, хотя по долгу службы часто встречается с людьми. Как военный, он скуповат на речи, зато легко вступает в разговор и дает меткие определения. Одним словом, всегда поступает как человек, который дорожит своими убеждениями. И в беседе с корреспондентом «Советской Чувашии» федеральный чиновник был искренним.
Александр Дмитриевич, как и положено чиновнику такого ранга, вслед за Президентом страны перечитывает русского историка Ключевского. И тоже вспоминает о былом патриотизме, которым буквально была пропитана наша армия. Как кадровый военный, генерал-полковник уверен: российская армия снова станет любимой народом. Она – продолжение нашего общества, все, что в ней происходит, – из «гражданки». При этом Вооруженные Силы на сегодняшний день – один из самых законопослушных институтов в нашем обществе.
Тезис А. Муратова понятен: призывники приносят не только хорошее, но и плохое. Там, где командиры сильные, создается настоящий коллектив. Их уважают, и они влияют на солдат. Где к должностным обязанностям относятся спустя рукава, там возникают неуставные отношения. По словам главного федерального инспектора, «мы невольно создаем почву, якобы объективными трудностями оправдываем безответственность командиров, которым доверены жизни солдат. Нельзя по отдельным случаям так называемой «дедовщины» ставить всю армию в унизительное положение. Почему бы публичную «порку» не начинать с общества?»
Согласен А. Муратов с председателем Комитета солдатских матерей Л. Егоровой, которая в одном из интервью заявила, что «дедовщину» следует начать искоренять с детского сада. Но у него есть и своя версия возникновения этого позорного явления: «Помните советские профтех-училища? Эта зараза процветала там, ведь со школьной скамьи детей делили на перспективных и неудачников. Одним были открыты двери вузов, другим – ПТУ. Вот откуда брались озлобленные солдаты. В казарме они отыгрывались на «отличниках». Еще лет 30-40 назад заговорили о беде, да что толку».
Тогда А. Муратов был молодым офицером. И ему удалось восстановить порядок в «безнадежной» роте, прозванной пьяной. Дело было в Молдавии. Вот что об этом он рассказывает: «Мой метод прост – опора на сержантов. Почему спивались солдатики? А стоило им выйти за ворота контрольно-пропускного пункта, сердобольные женщины спешили с чаркой, мол, выпей, сынок. Самоволкам не было счета. Приходилось почти каждую ночь поднимать личный состав «в ружье». Нехитрые упражнения для нежелающих укреплять дисциплину, команды «Окопаться! Противник – слева! Противник – справа!» И месяца не прошло, как собрались сержанты на совет. Вызвали нарушителей, предупредили. Не сразу, но подействовало. А когда уезжали домой, возмужавшие ребята спасибо говорили, что от дисциплинарного батальона уберег».
О «МЫЛЬНЫХ ОПЕРАХ», КАПЕЛЛАНАХ И СПОРТРОТАХ
Модные сериалы про армейскую жизнь и прочие ментовские войны А. Муратов не смотрит. По его мнению, карикатурные там персонажи. Режиссеры бросаются из крайности в крайность. В шестиактовом действе «Солдаты» через край слащавости, а в «Зоне» – жестокости. Молодежь впитывает повадки актеров как губка. За что только получают деньги консультанты? О «Девятой роте» и «Грозовых воротах» Александр Дмитриевич отзывается снисходительно. Там больше правды, чем игры на зрителя.
Он против института армейских священнослужителей. Во-первых, их надо будет целенаправленно готовить, открывать соответствующие вузы. Во-вторых, как их вписать в солдатские уставы? Наконец, в-третьих, на каждую религию по своему отправителю культа? Перечень аргументов можно продолжить. Каков же выход? Бывший командующий округом внутренних войск предлагает создавать условия, чтобы солдаты имели возможность приобщаться к свободе вероисповедания, но не на обязательной основе.
Возможно, следует занять солдат спортом? Итогами участия сборной России в «Белой Олимпиаде» в Турине А. Муратов недоволен. Впрочем, как и всякий болельщик. Про провальные игры хоккеистов сказал кратко: «Выключил телевизор, чтобы он остыл, а я не раскалялся. Ходили как гусаки. Лучше бы выставили «Динамо» или ЦСКА». И все же он верит в возрождение российского спорта. Вспоминает добрым словом нынешнего президента федерации биатлонистов А. Тихонова, а в начале 80-х годов сослуживца майора, который добывал олимпийское золото, оставаясь скромным парнем.
Нужны ли сегодня спортроты? Ответ мастера спорта по акробатике А. Муратова однозначен: «Нет!», хотя сам он в 1966-м в Запорожье два года служил в такой роте. Как утверждает сайт новостей Запорожья, армейские клубы в то время «раскулачивали» другие общества, призывая в армию лучших спортсменов. Это отбросило спортивное движение в стране.
ОТДЕЛЬНО О ДУХОВНОСТИ
Нынешних историков главный федеральный инспектор не уважает за то, что не имеют конкретных убеждений. Другое дело глыба Ключевский. «В его трудах прозвучало, что политический строй тогда крепок и силен, когда он зиждется на нравственных основах. Мы строим гражданское общество. И верим, что оно станет прочным и будет иметь вес. Для этого создаем хороший нравственный фундамент».
Духовность А. Муратов не отождествляет с религией. Он говорит: «Хочу, чтобы у людей всегда была вера. Спасибо священнослужителям за то, что они несут людям добро. Духовность, в моем понятии, когда человек сознательно ответственен. Быть гражданином открытого общества – это не только претендовать на многочисленные права, но брать на себя обязанности. Приняв это не только умом, но душой и сердцем, можно говорить о нравственном воспитании». Именно это имел в виду Президент Чувашии Николай Федоров, объявив 2006 год в своем указе Годом духовного просвещения.
НАПОСЛЕДОК О МАТЕРИАЛЬНОМ
По словам А. Муратова в Чувашии около ста надежных каналов обратной связи в лице медиа-служб структур государственной власти. Однако в декабре лишь пятая часть опрошенных жителей республики слышали о приоритетных национальных проектах, притом из них всего 5 процентов верили в их эффективность. Сегодня важно не только заполнить информационный вакуум, но и чтобы население знало, как заставить эффективно работать национальные проекты в здравоохранении, образовании, строительстве и сельском хозяйстве. «Не надо стесняться говорить о хорошем, – считает Александр Дмитриевич. – Но следует чаще скипидару поддавать тем, кто со старта не может не только рвануть, а даже пройти дистанцию». Честнее, пожалуй, не скажешь.