Человек долга, не чуждый музы

теплоход15 июня исполнится 100 лет со дня рождения Юрия Андропова – выдающегося государственного и политического деятеля, одного из самых ярких руководителей российских спецслужб.
Отношение к этому человеку в нашем обществе неоднозначное. Как руководителю одной из самых могущественных спецслужб мира Андропову безропотно подчинялись люди в погонах. И он же сумел собрать вокруг себя молодых интеллектуалов шестидесятых годов прошлого века – Арбатова, Бовина, Панкова, Шахназарова.
Юрий Владимирович был демократичен, чуток и тактичен в общении, но тверд в принятии решений и требователен в их исполнении. Свято верил в идею социализма и, как солдат, единожды принявший присягу, до конца жизни был верен долгу. Одни считают его главным врагом советского диссидентства, другие приписывают авторство перестройки, которую не дала осуществить скосившая болезнь. Но и те, и другие признают и уважают в нем незаурядную личность.
Юрий Владимирович Андропов родился на Ставрополье, учился в Рыбинске, работал в Карелии. Пережил военное лихолетье, восстанавливал народное хозяйство. Долгие годы был на комсомольской и партийной работе. Более 15 лет руководил Комитетом государственной безопасности СССР, а на закате жизни – Советским государством. Генерал армии, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов и медалей, почетный сотрудник госбезопасности. Его судьба – яркий пример беззаветного служения Родине и высочайшего профессионализма.
Одна из дочерей Андропова имела в Чебоксарах подругу, переписывалась с ней и даже собиралась приехать в гости, но помешал тяжелый недуг отца, после которого он уже не оправился. После смерти Юрия Владимировича его имя было присвоено крупнейшему в мире атомному крейсеру. Сегодня этот корабль переименован. Но по-прежнему самый мощный, в гордом осознании своей силы он бороздит моря и океаны.
А по матушке Волге ходил четырехпалубный туристический красавец теплоход «Юрий Андропов». Всякий раз, когда он швартовался на Чебоксарской пристани, экипаж судна гостеприимно принимал на своем борту чекистов Чувашии с семьями.
Соратники отмечали в Андропове широчайший кругозор, скромность и поразительную работоспособность. Но ему не было чуждо и творчество. В редкие свободные часы его посещала муза поэзии. Друзья даже хотели издать его поэтический сборник, однако он, узнав об этом, был недоволен. Стихи Андропова, может быть, далеки от совершенства, но искренни и мудры.
«Писал и думал, дорогая, Что в 50, как в 25, Хоть голова почти седая, Пишу стихи тебе опять. И пусть смеются над поэтом, И пусть завидуют вдвойне За то, что я пишу сонеты Своей, а не чужой жене. Родная, близкая, с тобою Мы шли по жизни много лет, И жребий, брошенный судьбою, Для нас двоих был «да» и «нет». Обоим нам светило счастье, Обоих нас трясла беда, Мы были в ведро и в ненастье Друзьями верными всегда». Ю. Андропов.
Фотография, на которой запечатлен теплоход «Юрий Андропов», подарена чувашским чекистам в 1987 году экипажем судна и хранится в музее регионального Управления федеральной службы безопасности.

Михаил ИВАНОВ,
пресс-секретарь УФСБ по Чувашии



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.