Захаровский корень

Герой Социалистического Труда, председатель колхоза имени Мичурина Урмарского района С. Лукин ушел из жизни в середине девяностых годов, когда сельское хозяйство находилось в полуразвалившемся состоянии. И в этом знаменитом в прошлом хозяйстве стали скапливаться заброшенные земли. Нелегко было видеть все это прославленному руководителю.
А сейчас в Кудеснерах трудно найти пустующий гектар. Вместо прежнего колхоза землю обрабатывают около восьми десятков фермеров. Самые известные из них — отец и сыновья Захаровы.
Фермерские хлопоты
…В пять утра Саша уже на ногах. Сначала надо попасть в районные электросети. Недавно братья купили в Мусирмах заброшенную ферму со складом. Его хотят приспособить под картофелехранилище, а в помещения со временем запустить скот. Но первым делом надо подключить электричество. Обошлась покупка в четыреста с лишним тысяч рублей, да еще столько же придется вложить в ремонт — бесхозные помещения уже начали потихоньку растаскивать.
На желтеньком «Фольксвагене» заезжаем к старшему брату — Алексею, он живет в Урмарах. У крыльца хозяин приводит в чувство троих мужичков путем опохмеления с расчетом на то, что те помогут подремонтировать картофелекопалки. Квалифицированной работы от них, конечно, не дождаться, но подержать-подкрутить сгодятся. «Вот так в деревне начинается день, — невесело шутит Алексей. — Дай им деньги — все равно пропьют».
Здесь к нам присоединяется средний брат Андрей, и мы едем в поля. Занимаются братья в основном картошкой. Со стороны видно, как им это по душе. Андрей разговаривает с картошкой, как с живой. Вытащил корень, приговаривает: «Водички для тебя маловато».
С этого поля выйдет в среднем с гектара центнеров по 250, для семенного картофеля больше и не надо, говорит Саша. Заниматься семенами выгодно, такой картофель вдвое дороже продовольственного.
Растут обороты, прибавляется проблем
Начинали фермеры Захаровы в 1991 году, когда отец Иван Петрович, бывший колхозный механизатор, взял два гектара земли. Братья тогда еще в школе учились, но работали с отцом чуть ли не на равных. Что делать по окончании школы, почти не обсуждалось. Андрей поступил в Чувашскую сельхозакадемию, Александр — в Цивильский сельхозтехникум. Алексей, правда, получил экономическую специальность в ЧГУ. Но она ему сейчас пригодилась. Обороты у фермеров растут, все больше требуется квалифицированного учета. Одного Алексея уже и не хватает, «придется брать еще одного бухгалтера», говорят они.
С годами севооборот Захаровых увеличился до 8 гектаров. А потом стали брать в аренду участки у односельчан. Правда, сейчас мало кто уже сдает, своим делом не занимаются разве только самые опустившиеся. Захаровы, по сути, подняли всю деревню после безвременья 90-х годов. Они первыми тогда стали завозить бэушную технику, ремонтировать ее и продавать по сносным ценам односельчанам. Да и все остальное, любое ноу-хау перенималось у Захаровых. Будь то новая технология посадки картофеля, новые семена или еще что-то.
Обрабатывают землю братья по отдельности, на каждого приходится в среднем по сто гектаров. Техника, правда, общая, хранится возле дома и на огороде. Чего только тут нет: комбайн зерновой, комбайны картофелеуборочные немецкие, тракторы-колесники, мощный Т-150, различные прицепные орудия. Все острее встает вопрос о строительстве своего мехпарка поблизости от полей. Пока же приходится нередко по грязи таскать технику с одного конца деревни на другой. Однако под него понадобится земля, а у бывшего колхоза (сейчас это СХПК с двумястами гектарами) ее не допросишься. Долгие годы добивались еще одного участка под картошку — так и не дали. Тогда Захаровы засадили землю самовольно, поскольку она продолжала зарастать травой.
В уборочную на технике Захаровы сами от зари до зари работают. Привлекают и свободных односельчан, но с этим становится все труднее. Хорошие механизаторы сами фермерствуют, а дисквалифицировавшимся новую технику не доверишь. «Надо обзаводиться современной техникой, внедрять малолюдные технологии», — говорит Александр. Ему есть с чем сравнивать. Еще учась в техникуме, полгода стажировался в Германии у фермера. Вот там производительность — фермер с женой и сыном обрабатывают более четырехсот гектаров. «Сравняться с ними нам, конечно, не удастся, — делится Саша. — Россия и Германия — две разные вещи, но кое-что можно внедрить».
Александр имеет в виду создание на селе перерабатывающей инфраструктуры. В той же Германии фермеру чего не выращивать свиней, если в этой же деревне имеется колбасный цех.
В планах Захаровых на мусирминской ферме развести скот. Только вот пока не определились, какой. Со свининой сейчас проблемы — она продолжает падать в цене, хотя свиноводство считается скороспелой отраслью. Но если не будет переработки под боком, дело вряд ли пойдет.
Другая проблема — кредит, без которого серьезное строительство не развернешь. А залоговая база у фермеров жидковатая. Все, что можно, заложено. Неплохо бы иметь в собственности землю, которую всегда можно использовать в качестве имущественного залога, но она пока в аренде. «Так ведь можно уже перевести в собственность…» «Можно-то можно, да с оформлением столько мороки, что плюнешь, — говорит Саша. — Есть в районе так называемый залоговый фонд, только знаете, в каком размере? Аж 36 тысяч рублей, как, интересно, он используется…»
За ними — будущее деревни
Я долго пытался определить, кто у них в лидерах, но так и не определил. Старший Алексей флегматичный, остальные братья живее, особенно младший. Суждения у обоих точные, зрелые, будь то экономика либо политика. Хотя Александру всего-то 24 года а братьям по 30. Вот и ругай нынешнюю «пивную» молодежь… Не все так уж безнадежно в нашем селе. Таких бы Захаровых по десятку на каждую деревню…
Алексей на фермерские доходы купил квартиру в Урмарах. А младшие Захаровы пока живут в родительском доме. Места всем хватает — не дом, а целая усадьба. Иван Петрович его всю жизнь надстраивал, пристраивал. Андрей до сих пор не женат, а вот Саша уже подумывает об отделении — семья. Жену привез аж из Омска, куда ездил в командировку.
Главу фермерского клана мы застали за ремонтом копалки. Не жалеет ли, что взялся за фермерство и детей на этот путь поставил? Жалеть, отвечает, не приходится, другого пути тогда не было и сейчас нет. Конечно, это не на тракторе работать — отпахал и свободен. Тут приходится за все отвечать самому. К этому приучил и сыновей.
Бизнес они, конечно, будут расширять. И у главы фермерского клана силенки еще есть. Все Захаровы практически трезвенники, на первом плане у них дело и семья. По семейной традиции Алексей с супругой ждут уже третьего ребенка. Надеются, что будет сын, две дочки уже есть. А захаровский корень не должен прерваться, считает Алексей.
Агропром в цифрах
В агропромышленном комплексе республики создается 13 проц. валового регионального продукта, сосредоточено 12 проц. основных фондов.
Индекс физического объема сельхозпроизводства за восемь месяцев этого года к тому же прошлогоднему периоду составил 104,8 проц. против 102,7 по стране.
Средний надой молока от коровы за восемь месяцев увеличился на 9,2 проц.
Средняя урожайность картофеля в нынешнем сезоне превышает 180 центнеров с гектара.
В нынешнем году выданы льготные кредиты на развитие личных подсобных хозяйств 11 тыс. заемщикам. Всего с начала реализации нацпроекта этими кредитами воспользовались более 24 тыс. сельчан. Общая сумма кредитов на эти цели составила 3,5 млрд. рублей.
С начала реализации аграрного национального проекта из всех источников финансирования на поддержку сельхозтоваропроизводителей республики выделено 7,9 млрд. рублей.
На основе субсидирования строительства или приобретения жилья в рамах нацпроекта в нынешнем году улучшат свои жилищные условия 300 сельских молодых семей.

Опубликовано: 25 октября 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.