— Наших детей пока еще спасают советские мультфильмы и песни, — с пессимизмом заметил известный композитор Григорий Гладков, приехав на Чебоксарский Международный кинофестиваль. На кинофоруме автор музыки к «Пластилиновой вороне» и «Падал прошлогодний снег» представлял мультсериал «Гора самоцветов». Анимационный проект сделан по сказкам народов России.
— Как-то Александр Татарский, мой друг и режиссер, с которым мы создали «ворону» и «снег», позвонил: давай сделаем мультсериал по сказкам народов России. Его анимационная студия «Пилот» на тот момент переживала нелучшие времена. Творческий подвиг Татарского в том, что он сумел собрать хорошую команду аниматоров. Вот так же, на каком-то фестивале анимационного кино, просто предложил идею друзьям-мультипликаторам. Они — люди, одержимые своей профессией, сразу откликнулись. И все состоялось, — рассказал предысторию проекта Григорий Васильевич. — Жаль, что Татарский рано улетел на небо. (В 2007 году основатель «Пилота», автор заставки программы «Спокойной ночи, малыши», любимых мультфильмов «Крылья, ноги, хвосты», «Следствие ведут Колобки» умер от остановки сердца.) Сегодня студия на грани вымирания, однако, по словам Гладкова, проект «Гора самоцветов» с большими сложностями, но продолжается.
— Наше богатство — не нефть и газ, а все-таки многообразие культур, языков, — уверен он.
Впрочем, на будущее российской мультипликации композитор смотрит с надеждой.
— Судя по тому, что я вижу на анимационных фестивалях, мы уже догнали, наверное, советский уровень. Есть талантливая молодежь. Многие свои мультфильмы делают дома. Сейчас есть компьютеры, вся нужная техника умещается в одной комнате. Поэтому сегодня российская мультипликация — все больше штучная авторская работа. Дома при наличии таланта и желания можно сделать любой фильм. Но сейчас, к сожалению, нет широкого выхода на детскую аудиторию. Только через Интернет, — считает Гладков.
В советское время мультипликация была рассчитана на массового зрителя. Как в США сегодня — на широкий прокат и большие кассовые сборы. Однако, по словам музыканта, даже за океаном проглядывается кризис.
— В Лос-Анджелесе лет пять назад я был на крупной студии, где работают наши аниматоры, переехавшие в Америку. Занимали несколько этажей. Год назад оказался там еще раз — здание почти наполовину опустело. С талантами напряженка, — поделился наблюдением гость.
Похожая ситуация в стране и с детской музыкой. В теле- и радиоэфире она звучит редко. А то, что можно услышать — опять же из запасов советского наследия.
— Зайдешь в магазин, всего 2-3 диска для детей. И стоят они как-то боком. И в самом углу. А вот попса и шансон — на виду. У нас для детей все по остаточному принципу, — с огорчением заметил музыкант.
— Это миф, что детские песни сегодня больше не пишут. В провинции живет огромное количество талантливых композиторов и поэтов. Они сами в небольших студиях записывают свои песни, высылают продюсерам, на радиостанции. Я сам веду на одном из московских радио детскую программу. Меня просто заваливают записями. Но эфира, к сожалению, так мало. Не хватает ресурсов все это крутить. Поэтому вектор роста молодого поколения — тусовка и развлечения.
Haтaлия TИTOBA