В поселке Первомайском на текущий момент две достопримечательности. Первая – некогда секретное кладбище узников Алатырской трудовой зоны. На тамошних гулаговских лесоразработках среди прочих врагов народа погибли десятки священников и монахов. И в память невинных жертв здесь несколько лет назад поставили Поклонный крест. А вторая достопримечательность – семья Элюковых, о которой на днях прошел большой репортаж в программе «Человек и закон» Первого канала.
ИЗ БАРАКА В БАРАК
Для тех, кто его не видел, кратко напомню сюжетную канву. У мамы и папы Элюковых одиннадцать родных деток. Ютятся все в двух комнатах сгнившего барака. По программе улучшения жилищных условий многодетных семейству предложили переехать… в такой же барак, только площадью просторнее.
Правда, провели там что-то типа ремонта, на самом деле лишь щели прикрыли. Мало того, новое жилище расположено под линией высоковольтной передачи. Что опять же типа запрещено всякими правилами и правительственными постановлениями. Элюковы через суд пытались оспорить такое переселение. В районе они дело выиграли, а вот в Чебоксарах Верховный суд Чувашии то решение отменил и счел действия властей вполне законными.
Что там говорить, картина на телеэкране предстала довольно мрачная. Даже сомнение закралось: а не сгущают ли краски московские коллеги и герои их репортажа, неужто можно так бессердечно относиться к многодетной семье? Вот и отправился вчера спецкор «Советской Чувашии», чтобы на месте взглянуть на ситуацию своими глазами. Да еще ответственных чинов из администрации пригласил. Нагрянули к Элюковым всей делегацией. Вместе шаг за шагом и уточняли диагноз.
СМЕТА ПОД СЕКРЕТОМ
Так что сказать насчет сгущения красок? Увы, при всем прискорбии об очернении действительности речи не идет, нужно признать, что оценки с экрана в чем-то могли быть и резче. Хотя папа Руслан был не во всем прав, напрасно разменивался по пустякам. Ну, к примеру, зачем он сетовал, что приходится платить за школьные обеды и учебники. Все вместе пошли мы в школу, поговорили там без нервов. Оказалось, что это раньше не было бесплатного питания, а уже больше года оно есть. Конечно, и прежде не следовало жмотиться на куске хлеба для ребятишек, но что сейчас об этом вспоминать. И с учебниками тема закрыта.
А вот с главным сюжетным казусом – бараком, куда Элюковым предложили переселиться, – ситуация гораздо пикантнее, чем она преподнесена с телеэкрана. Когда-то этот шедевр послевоенной архитектуры имел богоугодное предназначение и назывался домом ветеранов. Потом эти ветераны в своем большинстве отправились, сами понимаете куда, остальных перевели в другие подобные райские уголки, и дом стал пустовать, окончательно приходя в ветхость. Нашлась добрая душа, в просторечии именуемая частным лицом, которая этот дом приобрела. В каких стратегических целях, мы можем только догадываться, но жить там явно никто не собирался. Зато вроде бы что-то в интерьере сделали для повышения товарной привлекательности. И уже потом по другой цене был продан поселковой администрации. А та уже предложила его Элюковым, клятвенно пообещав сделать в нем основательный ремонт. Местная власть у нас горазда на обещания.
Руслан признает, что поначалу семья согласилась на такой вариант. Ведь было известно, что из республиканского бюджета на эту благую цель перечислено почти 1 млн. 200 рублей. Более того, он вместе со своим дружным семейством даже сам участвовал в ремонте. А потом стал прикидывать и никак не мог понять, на что ушла столь значительная сумма.
– Пусть на оконные блоки ушло 200 тысяч, – вслух считает Элюков. – Пусть на систему отопления еще 200 тысяч, накинем туда-сюда. В лучшем случае половина получается от государственных денег. Я пошел к районному начальству, а мне сказали – ты и так много получил.
Состоялся такой разговор, не состоялся – дело недоказуемое. Но стоим в этом отремонтированном бараке вместе с главным по ЖКХ Алатырского района В. Рузавиным, начальником отдела соцзащиты райадминистрации Н. Потаповой, главой поселения А. Смолиным и тоже рассуждаем. Как-то странно получается: республика свои обязательства перед конкретной семьей выполнила полностью, а местная власть не посчитала нужным будущих жильцов проинформировать с цифрами в руках о том, как и на что эти деньги потрачены. Спрашиваю, сколько дома в Первомайском стоят? Редко кому за 100 тысяч удается продать – слышу в ответ.
Понятно, что Элюковым не каждый дом годится хотя бы по площади. Но дайте им и таким, как они, возможность самим над сметой посидеть, мозгами пораскинуть. Глядишь, они бы и на новое строительство сподобились. Сейчас, кстати, намеренно не касаюсь коллизии вокруг линии высоковольтной передачи над злополучным бараком. Там еще юридические разборки предстоят. Но какой головой нужно думать, чтобы многодетную семью определить в зону повышенной опасности даже с их согласия?
ТАКОЙ У НИХ ХАРАКТЕР
По опыту знаю, что материалы о многодетных семьях хорошо получаются у женщин-журналистов. Они так распишут все пеленки-распашонки, варку ведер щей для роты едоков и бесконечный ряд обуви у дверей, что слеза читательского умиления обязательно упадет на газетную страницу. А по мне так, семья Элюковых заслуживает к себе какого угодно отношения, но только не жалости. Они – упертые, гордые люди, как говорится, себе на уме. Не нищие, не попрошайки, муж шабашит и частным извозом подрабатывает, жена – медсестра, некоторые дети уже работают и с 15 лет имеют трудовые книжки. Деньги им нужны на самые непредвиденные расходы. Абсурд, но старший сын учится на платном отделении в Алатырском сельхозтехникуме. Говорят, что какие-то справки не смогли собрать, чтобы доказать его происхождение из многодетной семьи, иначе обу-чался бы на бюджетной основе. Подозреваю, что Элюковы сами тут что-то проморгали, но этот факт достаточно ярко проявляет их характер.
– Хотим дать сыну образование, – непреклонно говорит Руслан.
И в суд они обратились, и на центральное телевидение выходы нашли, чтобы добиться своего. Наши чиновники привыкли к скромным и заискивающим гражданам. Те терпеливо стоят в очередях, в кабинете садятся на краешек стула и радуются каждой малости от государства. А Элюковы совсем не такие, они знают свои права и готовы качать их без оглядки на начальство.
Одного не понимаю, как такие выросли в местах, где даже воздух, кажется, должен быть пропитан гулаговскими порядками? Помните, в Первомайском стоит Поклонный крест в память невинно убиенных. Так вот, местные вандалы аккуратно выковыряли из его постамента природные камни, которые священники своими руками добыли из местного пруда. Мол, покойникам уже все равно, а нам эти камушки в хозяйстве пригодятся. Что за люди, ни чести, ни совести. Зато Элюковы словно из другого теста сделаны. Их ребятишки, кто постарше, Лена, Уля, Сережа, Руслан-младший, однажды подбили друзей-сверстников и совершенно самостоятельно, без подсказки и помощи взрослых убрали территорию близ местного пруда. Потом в райгазете не без восторга было написано, что местные тети и дяди поразились, какой огромный объем работы выполнили дети за два дня. И им еще этого мало, они хотят там оборудовать футбольное поле. А Дашенька-третьеклассница? Наверняка уже все понимает, в каком непростом и недобром мире живет, но обид не копит, эту умничку признали самой вежливой ученицей. Да про каждого можно что-то хорошее сказать. Впрочем, дети как дети, говорят в школе. И проказничают, и шалят, и двойки порой получают. Но стержень чувствуется. Увидели, что к папе с мамой важные гости пришли, и сразу ближе к ним, чтобы оказать моральную поддержку.
Спрашиваю у хозяйки дома, как решилась такую ораву завести?
– Я одна в семье росла, вот всегда и мечтала иметь много детей, – отвечает Галина.
– А еще завести не хотите? – задаю совсем нескромный вопрос.
Галя и Руслан переглянулись, ответили что-то неопределенное, но глаза у обоих заблестели.
Эта статья должна стоять на 1 странице газеты. Тогда бы ее читали и подписывались.
Нормальная ситуация для сегодняшней России, тем более для национальной республики. Больше беспредела в «социалке» только на Кавказе
Что делается на Кавказе нам неведомо. Но если над многодетной семьей так издеваются, то уезжать надо из такой национальной республики.
Вот только обещания помочь от гос-ва…надеюсь хоть им помогут.
Материалы передачи»Человек и закон» и статья противоречат Посланию Президента Чувашии «Всё для человека и во имя человека»Нуежели самая многодетная семья района заслуживает таких условий?Государственная Дума России длительное время «жуёт»закон о содействии многодетным семьям,который должен раставить все точки и позволит оказывать реальную помощь таким семьям.Спасибо редакции за объективную оценку.Живу в Н.Челнах и переживаю за земляков.
Все для человека все во имя человека.Некая жительница Чебоксар Игнатьева Лариса Юрьевна приобретает за 10 миллионов рублей апартаменты по улице Агакова площадью более ста кв/м.Со слов депутата госсовета прокуратура отказалась изучить появления этих сум у этой дамы в виду того что нет законов проверять у высокопоставленных лиц дюходов семьи.
женщина хочет приобрести квартиру за 10 миллионов рублей? в Чебоксарах? тут такие квартиры? и откуда у этой женщины такие огромадные суммы денег? ничего себе!!! тут не знаешь как до зарплаты дотянуть, на что хлеб купить, а эта женщина откуда такие деньги заимела? не у меня ли и других бюджетников эти денежки должны быть, а? Кто сможет сказать?
Не поняли ОДНАКО читатели= женщина наверное хочет приобрести квартиру за 10 миллионов рублей для многодетной семьи из поселка Первомайского.
Приобретает для своей семьи .В Чувашии нет таких меценатов чтобы купить такую квартиру комуто.Пока что все гребут под себя.
Прошло достаточно времени и редакции нужно вернуться к этому вопросу!Через интернет связался с коллегами из посёлка Первомайский,Воз и ныне там.К чему тогда эти статьи?Руководство Чувашии.как декабристы,страшно далеко от народа.Две передачи»Человек и закон»,статья в газете!Отчего они такие толстокожие?
эта женщина за 10 миллионов покупает квартиру для своей семьи как принято в России. Читать надо уметь правильно а не наверно.
Меня удивляет позиция ПРОКУРАТУРЫ — не имеем право проверять доходы членов семьи высокопоставленных чиновников.
Мало того, по заявлению одного прокурора из Чебоксар, которое показывали по Чувашскому телевидению по поводу расходов на общедомовые нужнды — тарифы утверждены правительством республики, а значит они для нас ДОГМА.
Оказывается не закон догма, а решение правительства.
500 литров воды на мытье 1 кв. метра в подъезде в месяц это ДОГМА?
Да при таком расходе воды подъезды должны мыть каждый час. А по правилам мытье подъезда 1-2 раза В НЕДЕЛЮ.
Это попахивает мошенничеством со стороны тех кто их продвигал. А для Чувашской прокуратуры это догма.
В Ульяновской области нормативы почти в два раза меньше, Прокуратура по заявлению граждан начала проверку обоснованности данных нормативов.
У наших намного более богатых соседей — в Казани, нормативы в десятки раз меньше — следить надо за ними на местах, а не ждать реакции из Москвы.
Уважаемая редакция, пришлите, пожалуйста, почтовый адрес семьи Элюковых и, если есть возможность, номер расчетного счета и реквизиты банка на e-mail: yulik8720@mail.ru. Спасибо!
Наша многодетная семья мучается в аварийном бараке на богданке, почти в центре города. Нет садика младшему, пособия до 3 лет отменены, нет возможности выйти на работу, нет доходов, впору милостыню просить.
Наша Мария советует этой семье (в комментариях к передаче «Человек и закон» — не нужно биться с администрацией отстаивая свои права.
«Так же и семья Элюковых вместо того, чтоб тратить душевные силы на прения с бездушными алатырскими чиновниками, лучше бы на средства маткапиталов федерального и республиканского отремонтировали предоставленный дом или сделали бы пристрой к своему старому. К слову, эта семья не самая многодетная — у нас есть женщина, родившая и хорошо воспитавшая 16 детей, чей муж умер год назад, а младшенькому полтора годика. о ней никто особо не слышал, т.к. она никогда не жаловалась, а 1 июня им дали двухэтажную квартиру.»
И еще «И эта семья должна знать, что, живя в другом регионе, они бы получали не 10 с хвостиком тысяч, а в разы меньше, гораздо меньше.»
А сколько Мария сама получает на 6 детей?
Уважаемая редакция хотелось бы узнать судьбу этой семьи.
Где они живут, предоставили им новый дом?
На всё лето в детстве приезжал погостить к бабушке с дедушкой Сульдиным. С ностальгией вспоминаю Первомайский.