Философия сенокоса

1-18Праздник Сенокоса устроили сотрудники музея краеведения и истории города Новочебоксарска. Они вышли на сенокос перед музеем в чувашских нарядах 19 века и с косами в руках.

Душистый запах трав. Нарядные одежды. Ощущение силы тела и отдых после купания в реке. Забытые обряды…
– Сенокос для чувашского народа – священное занятие, – рассказала коррес-понденту «СЧ» директор музея Вера Енцова. – Это время единения человека и природы, вселяющее надежду на будущее, время благополучия и изобилия. Обряд сенокоса наполнен глубоким философским смыслом, он соединяет прошлое, настоящее и будущее – подводятся итоги, строятся планы, готовятся к долгой зиме.
Время сенокоса было своеобразным праздником. На сенокос выходили всей деревней. Молодежь и взрослые косили траву, старики и дети ворошили сено, складывали в копны. Пожилые женщины варили для всех еду. По чувашским традициям и женщины, и девушки косили наравне с мужчинами (в русских и татарских деревнях, например, женщины и девушки сено только ворошили). Чувашские мальчики начинали косить лет с 12-ти. Для них изготавливали специальные маленькие, облегченные косы.
Во время отдыха собирали ягоды, ловили рыбу. По вечерам молодые люди устраивали Уяв: пели, играли, водили хороводы.
Скашивание перед музеем (а трава нынче удалась – обильная, сочная) начала самая старшая участница сенокоса Валентина Степановна Петрова, ей 65 лет. Самым юным был 19-летний Александр Шидиков, студент одного из чебоксарских вузов. Косари в чувашских национальных костюмах заинтересовали горожан. Они с интересом слушали рассказы о чувашском обряде сенокоса, просили сфотографироваться вместе, а кто-то даже сам попробовал косить. Всем было приятно соприкоснуться со стариной. Так что предприятие имело успех, и сотрудники музея подумывают, не повторить ли его вновь.

Опубликовано: 25 августа 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.