Залетные букашки атакуют хвойные деревья. Изза усача черного елового малого уже страдают отдельные участки леса и в Чувашии. Про соседей и говорить нечего: на Нижегородчине и в Марий Эл эти жукивредители в массовом порядке норовят превратить деловую древесину в труху.
Поверьте, страшно видеть наяву сплошную стену высохших стволов. Из-за прошлогодней засухи, отмечают специалисты, ухудшилась фитосанитарная обстановка в лесах республики. На днях в Шумерлинском лесничестве обнаружили новый очаг обитания елового усача. По словам начальника отдела Управления Россельхознадзора по Чувашии С. Лабинова, это насекомое в основном повреждает хвойные деревья, такие как сосна, ель, пихта и лиственница. Для наглядности Сергей Алексеевич на лесную делянку привез свою коллекцию засушенных жуков и личинок. Расставив их на поврежденном стволе, он пояснил, что двумя годами ранее на территории этого лесничества был выявлен очаг карантинного вредного организма – малого черного усача. Сразу же были установлены карантинная фитосанитарная зона и карантинный фитосанитарный режим на площади 11,7 тыс. га. Хотя в прошлом году в опасном месте провели санитарную вырубку зараженных деревьев и их вывоз, но беду не локализовали. Некоторая часть самок жука разыскала-таки себе новое пристанище. Это и неудивительно, ведь они перелетают на 3-5 километров.
Возникновению же нового очага в нескольких километрах от Шумерли способствовали, прежде всего, жара и сухая погода, а также низовой пожар. Кроме поврежденных огнем деревьев, усачи активно заселяют ослабленные, но жизнеспособные деревья, а также ветровал, крупные порубочные остатки, неокоренные лесоматериалы. Оказывается, вредители встречаются и в населенных пунктах, куда свозятся срубленный лес или дрова.
Увидев масштабы повреждения, а мертвый лес дико смотрится среди буйства зелени, самое время спросить о методах борьбы с этим вредителем. Специалисты местного управления Россельхознадзора рассказали о том, что в республике таких очагов, заселенных усачами, обнаружено еще два: в Канашском и Ибресинском районах. Напомнили и о том, что в целях локализации выявленных очагов всех видов усачей вывоз лесной продукции из карантинной фитосанитарной зоны разрешается только при наличии соответствующих документов.
«С Шумерлинским лесничеством у нас общая задача: ликвидировать эти очаги, не дать дальше распространиться, чтобы спасти деловую древесину, – сказал С. Лабинов.
Выход один: нужны санитарные рубки. Во время карантина на природе никакой химии не применяется. Сбор ягод и грибов не запрещается. Самое главное, предотвратить несанкционированный вывоз древесины и не увеличивать очаги. Кстати, недавно выявленный очаг находится неподалеку от лесного родника, к которому постоянно съезжаются за водой. Любители посетить святой источник даже не догадываются, что где-то рядом находится карантинная зона. Да и жуки не кусаются, тем более не нападают на человека, а в борьбе с ним не используется опыление ядохимикатами.
Собеседник напомнил, что фитосанитарная обстановка с каждым годом ухудшается. В республике, например, в прошлом году сгорели 7 тысяч гектаров леса. А жуков малого черного усача очень привлекают горельники, порубочные остатки. В таких местах созданы идеальные условия для его распространения.
Говорят, первые вредители появились на территории нынешней Чувашии еще в 1906 году. И с тех пор борьба за здоровый лес идет с переменным успехом. Откуда попала эта гадость в Чувашию? Помнится, еще с Петра Первого наши леса славились корабельными соснами. По мнению С. Лабинова, вредители попадают в наши сосновые боры из южной тайги низменного Заволжья. Не случайно там почти вся территория леса – карантинная зона. Так не лучше ли и у нас закрыть все границы? Не все так просто. Объявление карантина невыгодно, прежде всего, структурам, которые занимаются торговлей и перевозкой леса. На время карантина запрещается любая хозяйственная деятельность в зараженном лесу. Жук-усач буквально слетается на запах свежеспиленных деревьев. Но самое страшное, что усач может быть разносчиком опасного для хвойных лесов заболевания – сосновой стволовой нематоды. Вылечить лес от нее невозможно, и деревья гибнут в считанные дни. До такого в России не дошло. Пока массовое заражение лесов удается сдерживать благодаря карантинным действиям. Постоянный мониторинг ведется в Государственном природном парке «Чёваш вёрман.», на Алатырском участке заповедника «Присурский». Как говорится, береженого бог бережет.
Но деревья усыхают не только в естественных условиях природы, но и на особо охраняемых территориях. Такая проблема возникла и в городском парке культуры и отдыха Шумерли. Десятки берез усыхают на глазах. По мнению специалистов, наблюдается сильный ожог кроны. В Чебоксарах уже погибли десятки взрослых лип.
СЧ-Совет: На что обратить внимание при покупке деловой древесины? Конечно же, чтобы она была окорена, то есть лишена коры. Обрезную доску и брус жук не заселяет, питания для личинок нет, а если пиломатериал необрезной, то проследите, чтобы его ошкурили. Или сделайте это сразу же после покупки. Основные правила санитарной безопасности: своевременные санитарные рубки, ликвидация последствий ветровалов, вывоз заготовленной древесины с территории лесного массива и уничтожение лесорубочных остатков (корни, сучья, стружка) путем их сжигания или захоронения.