С началом каникул открылся и детский травматический сезон.
Более 70 ребят с переломами, ушибами и ранами поступает в сутки в чебоксарскую детскую больницу № 3. При этом лечебном учреждении действует специализированный детский травмпункт, аналогов которому в России единицы.
«БУДЬ ОСТОРОЖЕН, ПАРЕНЬ!»
…Хирурги вышли на больничное крыльцо подышать свежим воздухом. За годы практики они отлично усвоили, как легко и порой нелепо случаются травмы. Поэтому, когда увидели мальчишку, лихо рассекающего на скейтборде, автоматически предупредили: «Будь осторожен, парень!» Тот, конечно же, лишь рукой махнул на «занудство» взрослых. А буквально через несколько минут его принесли к тем же докторам с переломом ноги.
– Детей опасность поджидает везде, – предупреждает заслуженный врач РФ, главный детский хирург столицы Чувашии профессор Александр Акинфиев. – Взять, к примеру, катание на качелях. Страшно смотреть, что только на них малышня не вытворяет… Раскачался – соскочил, и вот, пожалуйста, переломы рук, ног, повреждения лица (не успевшему увернуться ребенку сиденье угодило прямо по голове). И это, если можно так сказать, в лучшем случае. В худшем же – разрыв селезенки, почек, других внутренних органов. У нас каждый день 5-6 детей с «качельной» травмой. На Западе качели в целях безопасности уже давно изготавливают из литой резины, а у нас все по старинке – из металла или тяжелых деревянных брусков. Здесь даже небольшой амплитуды достаточно, чтобы травму получить.
Или вот такая весьма распространенная травма – повреждения стоп после купания в городских фонтанах. Ребята насмотрятся по телевизору, как весело все это происходит в европейских странах, и тоже лезут плескаться. Но у нас-то совсем другое дело. Я уже не говорю про антисанитарию, но ведь все дно бассейна при фонтане, как правило, усеяно осколками битых бутылок, да и кафель не в лучшем состоянии.
Другая беда – ДТП. Как говорим мы, доктора, дети учатся глазами. А чему наши родители учат сыновей и дочерей? Правильно, переходить дорогу, просто когда приспичит, не обращая внимания ни на знаки, ни на светофор. Рядом с нашей больницей остановка общественного транспорта, и частенько приходится наблюдать, как ошалело перебегает дорогу перед потоком машин мамаша с грудничком на руках или даже беременная женщина.
Итог: 60–70 операций в неделю. И длинные-длинные «загипсованные» каникулы. В лучшем случае.
БЕССТРАШНЫЙ ВОЗРАСТ
В структуре детского травматизма почти 70 процентов составляет именно уличный и бытовой. Дети не понимают опасности. Сколько их поступает в больницу после падений с высоты – турников, деревьев, строительных лесов! Да что там, если за ребенком не присматривать, он, даже не выходя из дома, способен на многое. Как, например, шестилетняя девочка, которая открыла зонтик и шагнула с балкона шестого этажа. Она, понимаешь ли, в мультиках видела, как сказочные героини таким манером летают. Привезли ее в больницу, но, слава богу, все обошлось, поскольку у детей перед взрослыми одно преимущество – по весу они легкие, а кости и связочный аппарат у них еще эластичные.
Что, однако, не всегда спасает бедных деток от безграничной родительской любви. В приступе нежности папа с мамой не скупятся на покупку к лету хороших велосипедов, мотороллеров, скутеров и так далее. Но этим и ограничиваются. В итоге – больница, операция, а то и не одна. Так случилось с 10-летним пацаном, на полной скорости врезавшимся в фонарный столб на новеньком квадрацикле в тот самый день, когда этот подарок ему преподнесли папа и мама. Кроме всего прочего, парень изуродовал себе все лицо.
С другой стороны – потрясающая родительская безответственность.
– Вот у нас сегодня в клинике лежат 6 малышей до года с повреждениями головного мозга и костей черепа, – продолжает профессор. – Спрашивается, откуда? Падают. С пеленальных столиков, диванов, кроватей. Начинают ползать, то телевизор на себя опрокинут за шнур, то тумбочку, то другой предмет обстановки. Случается, более старший ребенок коляску перевернет, а то малыш в обнимку с пьяным папочкой упадет.
Причем к врачу мамочки не спешат. Идут в больницу, когда уже огромная шишка вырастет или мощная гематома образуется. Ведь тут какая специфика: у детей младшего возраста от черепно-мозговых травм нет таких выраженных состояний, как у более старших, – потери сознания, ретроградной амнезии и так далее. Подумаешь, пищит, плачет, что время на поход к доктору тратить… А там важны микросимптомы, которые может распознать только врач. Вот таких грудничков-страдальцев за год проходит свыше ста! У нас детское нейрохирургическое отделение на 30 коек забито под завязку.
Между тем
Чебоксарским детям повезло – почти 30 лет в столице Чувашии действует специализированный детский травмпункт (в других российских городах для ребятни и взрослых травмпункты одни и те же). Более того, территориально он располагается в «одной связке» с прочими детскими службами – хирургическим, ортопедно-травматологическим и другими отделениями. На приеме постоянно дежурят 11 врачей различного профиля.
По сути, детская горбольница № 3, специализирующаяся именно на неотложной детской хирургии, является ведущим лечебным и лечебно-методическим центром Чувашии, поскольку ее специалисты трудятся не только на город, но и на всю республику, выезжая по необходимости в районы.
Клиника уникальна своей постоянной готовностью к оказанию экстренной хирургической помощи детям. Ведь с момента поступления пострадавшего до мер по его спасению и лечению проходят считанные минуты. Порой именно они играют решающую роль в том, чтобы ребенок не стал инвалидом. Своевременная помощь пострадавшим от травм детям важна еще и потому, что сами родители далеко не всегда вовремя обращаются к врачу. В первые 6 часов поступает лишь четверть пострадавших, в первые сутки – чуть больше, остальные тянут до последнего.