По данным историков, в годы Великой Отечественной войны в Чувашию прибыло около 71 тысячи эвакуированных. Республика стала для них родным домом. Один только Чебоксарский район принял 1024 семьи.
Некоторые из них устроились в деревне Адылъял. В том числе Свидерские – выходцы из Бело-руссии. Вот что рассказывает об этой замечательной семье жительница Адылъял, постоянная читательница «СЧ» Л. Свидерская – супруга сына эвакуированной А. Свидерской.
– Перед самой войной Свидерские жили на границе с Финляндией. Когда глава семьи Василий ушел на фронт, его родных отправили в Чувашию. Анна Алексеевна с тремя детьми более месяца добиралась до Чебоксар по Волге. В пути родился четвертый ребенок, – вспоминает Лидия Петровна, всю жизнь проработавшая учителем в школе.
В Адылъяле Свидерских приняли тепло, всячески поддерживали. Также душевно отнеслась деревня к семьям и других эвакуированных: из Москвы тогда приехала Вера Даниловна Шилова с дочуркой, из Ленинграда – Анна Дмитриевна Васильева с сынишкой и дочкой. Оказавшиеся вместе русские женщины подружились, у местного населения они пользовались особым уважением.
Об Анне Дмитриевне необходимо сказать отдельно. В Ленинграде она жила с матерью, мужем и тремя детьми. В блокадную зиму мать и младшая дочь умерли с голоду – легли спать и не проснулись. Муж от истощения упал прямо на улице. Их тела пролежали в замороженном виде почти до весны. Мужа похоронили отдельно, а мать и дочь покоятся на Пискаревском кладбище. Анна Дмитриевна про жила в чувашской деревне три года. Работала в колхозе. Потом с детьми уехала обратно. Перед выходом на пенсию ей нужно было подтвердить стаж работы. И она написала письмо А. Свидерской, которая с тремя детьми осталась жить в Адылъяле (ее муж после войны приезжал, но уехал обратно с целью устроиться на работу и вызвать семью. Но после этого бесследно исчез).
По просьбе свекрови Лидия Пе-тровна подготовила необходимые документы и отвезла их Анне Дмитриевне в Ленинград. Завязалась дружба. Анна Дмитриевна со вторым мужем гостила у Свидерских. И Лидия Петровна с мужем ездила в Ленинград. Потом долго переписывались. Даже повзрослевшие дети продолжают общаться.
В Адылъял приезжала также Вера Даниловна со своим внуком. И Свидерские не раз встречались с ней в Москве. Они выучили чувашский язык и стали частью гостеприимно принявшего их народа.
Т. ВЕРЕНДЕЕВА.