На работу скорой помощи сейчас жалуются редко. Поэтому, когда наш читатель позвонил в редакцию и посетовал, что «скорая» едет к его жене с высоким давлением уже больше часа, мы связались со станцией, чтобы выяснить, не случилось ли в Чебоксарах какогото крупного ЧП, в котором задействованы все врачи.
ПО ЗНАКОМЫМ АДРЕСАМ
Не успела я произнести фамилию пациентки, ожидающей медиков, как старший по смене врач назвала мне адрес, переспросив, по нему ли не могут дождаться доктора? Оказывается, бригада «неотложки» уже выехала, она задержалась у другого больного с не менее тяжелым состоянием. Причина, по которой диспетчеры «скорой» наизусть помнят какието адреса, может быть только одна: эти пациенты звонят сюда очень часто. И действительно, только за последнее время по названному адресу медики выезжали девять раз. Мне также объяснили и причину, по которой вызов передали в поликлинику в «неотложку».
Врачи неотложной помощи в отличие от коллег со «скорой» могут и рецепт выписать, и лечение откорректировать. Вот только не всегда пациенты готовы следовать их указаниям. Одна из таких постоянных пациенток «скорой» – женщина, которая много лет страдает гипертонией, – довольно откровенно высказывает свою точку зрения: «Лекарства – вопервых, дорого, а вовторых, если их постоянно пить, только угробишь здоровье окончательно. «Скорую» вызывала и вызывать буду, я ветеран, имею право! Врачи обязаны приезжать и делать уколы».
Кто должен объяснить больной, что в отсутствие базисной терапии очередное повышение давления может оказаться смертельным и «скорая» не успеет приехать и спасти? Прежде всего, участковый врач.
В Чебоксарах не одна сотня участковых терапевтов, и у каждого есть несколько пациентов с хроническими заболеваниями, которые, несмотря на выписанные им рецепты, до аптеки так и не доходят. Ну не могут же все они плохо работать. Заведующая кардиологическим отделением Центральной городской больницы Елена Настина многих таких пациентов знает в лицо. Некоторые из них в отделении с начала года уже по третьемучетвертому разу лежат, а ведь на дворе еще только апрель. Их привозят на «скорой помощи» с ухудшением состояния, и врачи в очередной раз их спасают.
ВЫЛЕЧИТЬ НЕЛЬЗЯ, ЖИТЬ МОЖНО
Когда слушаешь рассказ больных о том, почему они пренебрегают лечением, понимаешь, этих людей уже не изменить, они так и будут вызывать «скорую», чтобы им «сбили» давление и положили в стационар. Вот Надежда Николаевна в свои семьдесят два года в толк не возьмет, зачем пить таблетки, если давление нормальное? А еще ее смущает, что она столько раз ложилась в больницу, а врачи ее никак не вылечат: «Что за медицина такая?» Валерий Михайлович помоложе, ему шестьдесят семь, он тоже считает, что врачи лекарствами «посадили» ему печень, да еще требуют, чтобы он их пил постоянно. А ведь никакой гарантии не дают, что он вылечится.
Елена Алексеевна рассказывает, что собой представляет этот зверь, артериальная гипертензия, и как себя надо вести, чтобы она не очень беспокоила своими обострениями.
Действительно, гипертония не вылечивается. Это хроническое заболевание, которое дает о себе знать, когда зашло уже довольно далеко. Много лет исподволь в организме копятся изменения, потом количество переходит в качество – и только после этого человек «вдруг» оказывается с диагнозом артериальная гипертензия.
Современные таблетки пьют не для того, чтобы давление спало, а для того, чтобы не повышалось.
Многие этого так и не могут принять: очень тяжело чувствовать себя человеком, который уже никогда не будет здоровым. Грипп или холера – болезни понятные. Начинаются остро, потом проходят, и о них можно навсегда забыть, потому что они излечиваются. С гипертонией все не так. Она незаметно начинается и, однажды проявив себя, никогда не заканчивается, ее нельзя вылечить, но с ней можно жить достаточно долго и относительно счастливо, если правильно лечиться всю оставшуюся жизнь.
Представьте дом на берегу океана, волны которого постоянно подмывают фундамент. Чтобы не оказаться без крыши над головой, нужно каждый день приносить по мешку песка и высыпать его в то место, где поработала вода. Раз забыли, два – и уже вода просочилась в подвал, дальше любой поймет, что добром дело не кончится. С гипертонией то же самое: каждый день по часам пить лекарства, прописанные доктором, чтобы не дать ей разрушить сосуды мозга, почек, глаз. Чтобы не дать ей изуродовать мышцы сердца, которые с трудом перегоняют кровь по спазмированным сосудам.
Препаратов сейчас огромное количество, но подбирают их доктора далеко не наобум. При повышенном давлении и частом пульсе – одни лекарства, при низком – другие. Молодых женщин лечат иначе, чем пожилых, а у мужчин терапия совсем не такая, как у женщин. А как же стандарт лечения?
ПО СТАНДАРТУ НЕСТАНДАРТНО
Елена Алексеевна уверяет, что стандарт и в обследованиях, и в лечении непременно соблюдается. Обязательно учитываются индивидуальные особенности пациента и вариант течения заболевания. При разных видах поражения организма и анализы нужны разные. Высокий холестерин, пьем статины – один вид обследования, холестерин низкий – другой, обнаружен сахар в крови – третий. Делать УЗИ сердца каждый год нужно далеко не всем, для коронарографии требуются особые показания. При одном и том же диагнозе назначения могут быть совершенно разные.
Если лечение подобрано правильно, давление держится на оптимальном уровне, ухудшения самочувствия нет, то достаточно наблюдения у терапевта, даже в консультациях кардиолога у таких пациентов нет нужды.
Как ни странно, но именно добросовестные гипертоники, аккуратно принимающие лекарства, меньше получают внимания врачей, чем те, кто постоянно нарушает режим. Но у каждого свое удовольствие. Кто-то хочет быть здоров и наслаждается этим, а ктото получает удовольствие от того, что вокруг него доктора суетятся.
ПРОДЛЕВАТЬ ЖИЗНЬ, ОТОДВИГАЯ СТАРОСТЬ
Какие рекомендации годятся для всех гипертоников? Снизить калорийность еды и ее количество, увеличить двигательную активность. Ни в коем случае нельзя самостоятельно заменять один препарат другим, даже если названия похожи. А вот когда по рецепту меняют препарат в аптеке, переживать не стоит: там предлагают лекарство не по торговому названию, а по действующему веществу. Например, аспирин – это торговое название, а ацетилсалициловая кислота – это действующее вещество.
Почему препараты надо пить в одно и то же время? Когда действие лекарства заканчивается, нужно принять его вновь, чтобы лечебный эффект не прекращался. Иначе давление может «скакнуть», каждый гипертонический криз снова и снова разрушает стенки сосудов, изменяет мышцы сердца. Поэтому аккуратность в приеме лекарства продлевает жизнь, помогает жить без кризов и «скорой».
Что делать, если препарат перестал помогать? Такое бывает. Организм живет, в нем происходят изменения, и чтобы ему помочь, надо идти к своему врачу для корректировки лечения. И тогда не придется жить от «скорой» до «скорой».