Нынешний год самый бедный на аттестаты зрелости – школы республики заканчивают всего лишь 5600 выпускников. Борьба за абитуриента пойдет на всех фронтах и плацдармах. Одним из таких рубежей стала выставка «Воспитание. Образование. Карьера», открывшаяся на этой неделе в Чебоксарах.
ДИПЛОМ С ГАРАНТИЕЙ
В нужной публике недостатка не было: организованными делегациями шли на выставку чебоксарские школьники, приезжали экскурсанты из районов. Внимание потенциальных абитуриентов хозяева экспозиций привлекали всяк посвоему. Пирожными и чакчаком. Хоровым пением под гармонь. Фишкой прошлогодней выставки – автотренажером и другими образцами технического прогресса. В одном из колледжей ради пропаганды не пожалели денег на дорогой в апреле арбуз – будущие труженицы общепита мастерски вырезали на нем «инициалы» родного учебного заведения. А заодно порадовали публику хризантемами из пекинской капусты и ромашками из дайкона.
Не пренебрегали агитаторы и взрослой клиентурой. «У нас заочное отделение есть, приходите учиться», – зазывали к стендам женщину, пришедшую на выставку вместе с дочкойвыпускницей. И прямой пропагандой – экспозицию одного из техникумов гордо венчал транспарант «Наш диплом – гарантия трудоустройства!»
ДЕКРЕТ – ТОЖЕ РАБОТА?
А действительно – как обстоят дела с трудовыми перспективами? Сколько выпускников того или иного вуза (колледжа, ПУ) обходят стороной биржу труда? Об этом корреспондент «СЧ» поспрашивал участников выставки. Представители училищ называли цифры хорошие – от 80 до 95 процентов. Правда, во всех учебных заведениях в этом проценте учли и призванных в армию парней. А в одном – и девушек, ушедших в декрет.
У высшей школы показатели оказались поскромней – от 85 процентов и ниже. «По специальности у нас устраиваются примерно 50 процентов выпускников, – признался работник одного из вузов. – Но и остальные без работы не остаются, многие открывают собственный бизнес».
Конечно, на выставке, где товар лицом, эти данные могли и приукрасить. Посмотрим, что говорит официальная статистика. По данным Минобразования и службы занятости, в прошлом году вузы республики окончили 1947 человек, техникумы и колледжи – 1090, профучилища – 544; на бирже труда к началу октября числились 654 выпускника: 99 из ПУ, 214 – из техникумов и колледжей, 303 – из вузов. Если сосчитать в общем и целом – рабочего места не нашел себе каждый шестой молодой специалист. Причем речь только о тех, кто официально записался в безработные, охранники с дипломами юриста не в счет.
В лидерах по безработице, к гадалке не ходи, оказались экономисты – 66 человек. Далее в рейтинге невостребованности шли 52 бухгалтера и 45 юристов как с высшим, так и со средним профобразованием. А еще – 26 финансистов, 19 менеджеров, 14 специалистов банковского дела…
В ОЧЕРЕДЬ К БАНКИРАМ
Одновременно с выставкой в Чебоксарах проходила традиционная ярмарка вакансий для выпускников вузов и техникумов. Два мероприятия развели по разным углам города. А зря. Для школьников это было бы хорошее наглядное пособие – по части совпадения потребностей и возможностей.
После краткой вступительной речи десятки молодых людей разошлись по холлу Центра детского творчества. Через несколько минут уже можно было проследить предпочтения соискателей. Скучал представитель строительного управления. Не наблюдалось очереди к стойке сотовой компании, предлагавшей заняться вербовкой новых корпоративных клиентов.
Зато столпотворение царило у столиков представителей банков. Кадровика одного из банковских филиалов стеной окружили девушки с резюме. Представительница другого банка не успевала раздавать бумажки с телефоном, по которому можно записаться на собеседование. Хотя вакансия в общем-то предлагалась скромная – менеджер по продажам, минимальный оклад плюс проценты.
Впрочем, и промышленные предприятия вниманием обделены не были. Менеджеры по персоналу «Промтрактора-промлита» за 15 минут ярмарочной работы собрали шесть резюме от экономистов и бухгалтеров. «В лучшем случае этих ребят ждет кадровый резерв, – объяснили представительницы предприятия. – В первую очередь нам нужны инженерно-технические специалисты. С инженерами проще, есть договор о подготовке специалистов с машфаком ЧГУ. А вот с рабочими и техниками недобор». Но на ловца и рабочий кадр бежит – к столику предприятия подошел парень, два года назад окончивший техникум, отслуживший в армии. Обрадованные кадровики предложили ему на выбор несколько вакансий, вплоть до мастера участка.
Куда меньше повезло на ярмарке делегатам одного из небольших заводов – три их рабочих места так и остались не востребованы. Стопкой на столе лежали резюме от экономистов…
НУЖНЫ КРАНОВЩИКИ И ФАРМАЦЕВТЫ
За родительские деньги учиться «на кого хочу» молодежи, конечно, не запретишь. Но по бюджетным местам в стране каждый год идет корректировка. Не исключение и год нынешний.
– Планируется, что число бюджетных мест в среднем по стране будет сокращено на 25 процентов, – сообщил на выставке ректор ЧГУ Всеволод Агаков. – Главным образом сокращение коснется экономических и юридических направлений. Вместе с тем несколько увеличится прием на инженерно-технические специальности.
Появятся в вузах и новые профессии. В ЧГУ, например, начнут готовить специалистов по ресурсосберегающим процессам и фармацевтов (последние при количестве аптек на квадратный метр без работы уж точно не останутся). В ЧГПУ объявлен прием специалистов по организации работы с молодежью и по охране окружающей среды. Пересмотр списка профессий идет и в начальном звене. Еще в прошлом веке в чебоксарском ПУ-18 закрыли специальность «машинист башенного крана». А в этом году снова оформляют лицензию для подготовки крановщиков. «Наши партнеры из «Дорисса» об этом попросили, – объясняют в училище. – Года через два их специалисты уйдут на пенсию, нужны будут новые кадры».
Хорошо, конечно, что планы приема все чаще строят под спрос и возрастной ресурс. Но сотни экономистов на пенсию разом, увы, не выйдут…