Аптеки стали рюмочными?

Сегодняшний ассортимент горячительных напитков порой поражает воображение. Есть чем промочить горло не только ценителям изысканных марок, но и поклонникам относительно дешевого алкоголя. Но многие любители спиртного минуют торговые заведения и спешат в аптеки, которые давным­давно превратились в своеобразные филиалы винных магазинов.

ТОТ САМЫЙ ФАНФУРИК

…Седьмой час вечера. Перед входом в аптеку на проспекте 9­й Пятилетки в столице республики стоят двое мужчин лет тридцати неряшливого вида и клянчат у прохожих два­три рублика на то, чтоб «не умереть». Многие брезгливо отворачиваются от здоровенных попрошаек, но находятся жалостливые, кидающие монетки в протянутые руки. Набрав необходимые 14 рублей с небольшим, мужики трясущимися руками протягивают мелочь кассиру. Та понимает их без слов – молча достает из­под прилавка склянку со спиртосодержащей жидкостью.
Пожалуй, нет нужды объяснять читателю, что это такое. Речь идет об аптечных настойках, флакончиках парфюмерии, различных средствах гигиены на основе спирта.
…Зашел в аптеку на проспекте Тракторостроителей. Прошу для эксперимента что­нибудь из того, за чем народ в аптеку ходит, мол, сосед попросил. Женщина улыбается и достает гербетон. В другой аптеке на том же проспекте с безучастным видом протягивают асептолин. Лишь в третьей хозяйка аптечного прилавка сердито отвечает:
– Мы народ не спаиваем!
Искренне радуюсь такому ответу: нет, не все аптеки заняты извлечением прибыли из человеческого порока. Но таковых все­таки меньшинство. Казалось бы, люди туда приходят за здоровьем, здесь же вместо этого спаивают народ.

МАСШТАБЫ БЕДСТВИЯ

О проблеме фанфуриков многое могут рассказать сотрудники уголовного розыска. Значительная часть преступлений происходит после того, как их «клиенты» употребили дешевую обжигающую жидкость.
– Сто миллилитров 93­градусной жидкости стоят в аптеке 14 с половиной рублей, – гово­рит начальник управления уголовного розыска МВД по Чувашии В. Макеев. – Покупатель разбавляет этот спирт пополам и получает 220 граммов условной водки. Две склянки стоимостью 29 рублей – это почти одна бутылка крепкого напитка. В магазине за него пришлось бы оставить не меньше ста рублей. Экономический эффект налицо. А огромные социальные потери от этого мало кого волнуют.
Зайдите в любой магазин, где продают спиртное. У винных прилавков и полок – редкие покупатели. Зато у фармацевтов идет бойкая торговля. Изучая обстоятельства совершенных преступлений, сыщикам пришлось понаблюдать за работой аптек и поведением посетителей. И вот что они увидели.
…Обычная аптека в небольшом микрорайоне в юго­западной части Чебоксар. С 7 утра до 22 часов посетителями раскуплено 170 флаконов асептолина и прочей похожей жидкости. В одни руки там давали две склянки (помните, мы говорили о том, что два флакона равняются практически одной бутылке водки?).
– В одном микрорайоне с неблагополучной криминогенной ситуацией мы насчитали 7 аптек, и везде продавали склянки со спиртосодержащей жидкостью, – продолжает В. Макеев.
И такая картина везде. Определенная категория людей толпами ходит в аптеки. Первая волна наблюдается рано утром – проснулись, надо опохмелиться. Вторая днем, в обед, – «чтоб жизнь казалась медом». Третий наплыв вечером – «сто граммов на сон грядущий».

ОПЯТЬ ЗАКОНА НЕ ХВАТАЕТ?

О масштабах употребления спиртосодержащей жидкости, реализуемой аптеками, речь зашла недавно на первом заседании Координационного совета по охране правопорядка при Президенте Чувашии.
Выяснилось, что порядка 44 процентов доходов аптек приходится на эти напитки. Иными словами, почти наполовину наши аптеки – это чуть ли не винно­водочные магазины.
Президент поручил Мин-здравсоцразвития найти способы повлиять на ситуацию, если необходимо, выйти в Госдуму с законодательной инициативой.
Нельзя сказать, что меры в республике не принимались. Например, несколько лет назад Минздравсоцразвития ограничило продажу в муниципальных аптеках спиртосодержащих препаратов. Настойки отпускались по рецепту врача. Но публика тут же переключилась на бытовые средства типа стеклоочистителей. Увеличилась смертность от отравления суррогатами алкоголя.

ОБЪЕДИНИМ УСИЛИЯ С СОСЕДЯМИ

Фанфурики – беда всей страны. В каждой области с ней пытаются бороться по-своему и придумывают свои «рецепты».
Большую озабоченность этой проблемой проявляют в Пензенской области. Там пришли вот к какому выводу: чтобы победить это зло, необходимо повсеместно запретить продажу фанфуриков. А если это не удастся, приравнять их к алкогольной продукции, что означает лицензирование продажи, введение акцизов. Пензенцы намерены выйти в Госдуму с такой законодательной инициативой. Может быть, стоит подумать об этом и Госсовету нашей республики?
Хотя и этот подход вызывает определенный скептицизм. Мы имеем дело со злом, пустившим очень глубокие социальные корни, и одним наскоком, ограничительными мерами ре-зультатов тут не добьешься. Запретишь одно, публика начнет пить другое. И производители хороши. Когда в аптеках Пензы ограничили продажу всевозможных настоек, их производители из Самары на склянках слово «настойка» заменили на «тоник» и начали предлагать свой товар в обычных магазинах. И у нас он появился. Причем на этикетке красуется неприкрытая реклама его «замечательных» косметических и лечебных свойств. А фактически изготовление и реализация такой продукции сродни применению оружия массового поражения.

Что делать, чтобы победить это зло? Ваши мнения ждем в комментариях к статье и по e-mail: vadimov@bk.ru



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.