Дом на берегу

В двух шагах от центральных улиц тихая окраина Ядрина. В переулке неприметный состарившийся дом. Возле него штабелем сложен то ли строительный материал, то ли бревна на дрова. На них присели старики, с рук кормят кур. Даже петух позабыл про своих хохлаток, когда подошел чужак. Распушила птица хвост, выписывает круги. Видно, охраняет хозяйку.
Разговор начался с пустяка. «Мы зовемся Шепетовы. У меня завтра день рождения, 69 лет», – скороговоркой выпалил старик. «А мне в декабре было 70, отметили всей родней, – встревает супруга Екатерина Васильевна. – Вон сын наш, а это внучка подружек встретила»
Хорошо ли живется на берегу? «Зачем спрашивать, и так видно», – оживает Владимир Николаевич. Впрочем, и без слов ясно: здесь хорошо. Не окинуть взглядом зеленые острова. За ними вода до самого горизонта. Порой не отличишь, где купол неба, а где речная чаща. Чайки залетают, обжились. Шепетовы помнят, как здесь в бетон одевали берег. Строили откосы с учетом подъема воды после пуска Чебоксарской ГЭС. Тогда и кустарник весь вырубили, очищая ложе водохранилища. Да толку мало. За тридцать лет, прошедших с той поры, опять все заросло. Купаться теперь боязно – кувшинка разрослась. Правда, если зацветет, красиво.
– Раньше по весне Сура гудела, звенела, когда ледоход шел, – задумчиво заметил Владимир Николаевич. – Все озера и протоки заполнялись талой водой. Какое-то очищение природы происходило. Мой дед рассказывал, как в 1926 году затопило Свято-Троицкий собор Ядрина. На лодках можно было проплыть по самому высокому месту города. Я и не знал, что в честь того события отметину оставили на стене храма. Недавно ходил посмотреть. Глазам не поверил – в мой рост вода тогда разлилась. 15 лет живут Шепетовы в этом доме, доставшемся от родителей. Под боком огород в 8 соток. Обрабатывают его, сажают овощи и картошку. Всем урожая хватает – и детям, а у них два взрослых семейных сына, и четверым внукам.
Екатерина Васильевна, отставив в сторону чашку с зерном, похвалилась: «Летом окон не увидите из-за разросшихся цветов в палисаднике. У нас вьюны вымахали до трубы, георгины сажаем, бархатцы. Топинамбур, или земляная груша, зеленой стеной стоит. Его клубни едят, а я не люблю, ради красоты держим. Поросятам часто варю, да сосед Соколов берет, он знает толк в лекарственных растениях.
Все бы хорошо, да только старики говорят, что срок этой улице уже отмерен. Рассказывают, что с недавних пор «приезжают какие-то крутые мужики на богатых машинах, присматриваются и прицениваются, ходят с папками, руками машут, наверное, скупят наши участки «вместе с потрохами». Живут Шепетовы и не знают, что по генеральному плану Ядрина до 2025 года их тихая улочка Первомайская попадает чуть ли не в эпицентр перестройки местного масштаба. Та же дамба – крепление берегов железобетонными плитами – местами поистрепалась. Потребуется реконструкция 1 км существующих сооружений инженерной защиты. Их старый дом, по сути, доживает век на задуманном сквере в целый гектар возле существующего спортивного комплекса. Уже и некоторые деревца поднялись. Любопытно, что проектировщики из Санкт-Петербурга видят Ядрин уютным городком коттеджей. А новым видом транспорта якобы будет велосипед. Предлагается в качестве главной велосипедной дорожки использовать бетонную набережную на левом берегу Суры. Как знать, со временем из окна своего дома Шепетовы увидят вместо зарослей кувшинок базы рыболовов вдоль реки, яхт-клуб. Да и как это у воды без пляжей и парковой зоны?



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.