В Чувашии отметили 95-летие со дня рождения Тамары Красотиной

Наша Сара Бернар

В творческой среде издавна бытует мнение о том, что зачастую повседневная жизнь актера становится прямым отражением его сценического пути и наоборот. Судьба народной артистки Чувашии Тамары Красотиной, 95-летие со дня рождения которой отметили в республике 6 июня, — яркое тому подтверждение. К примеру, именно ей, а не кому-нибудь другому, выпала честь сыграть великую Сару Бернар, в чем, несомненно, есть определенный сакральный смысл. Как и эта знаменитая француженка, совершившая переворот в искусстве мировой сцены, Тамара Андреевна была иконой стиля, вкуса и актерства в самом высоком своем проявлении, став олицетворением целой эпохи в истории театральной Чувашии.
Пьеса канадского драматурга Джона Маррелла, поставленная в Русском драматическом театре в начале 1990-х годов, строилась на рассуждениях звезды о жизненных ценностях, нравственных приоритетах, предназначении артиста на земле, и неслучайно называлась «Смех лангусты». Оказывается, перед смертью раки такого вида издают звук, похожий на горький смешок, и в переносном смысле это означает, что время пришло. Размышления о вечном, глубоком, философском были очень близки самой Тамаре Красотиной и находили живой отклик в ее душе, которая с детства рвалась на подмостки. Вот только в отличие от своей героини, по сюжету тихо доживающей последние дни на средиземноморской вилле, вдали от поклонников, оваций и суеты, Тамара Андреевна покидать сцену пока не собиралась, будучи в самом расцвете сил и с внушительным багажом ролей.
Александр Островский и Федор Достоевский, Алексей Толстой и Александр Вампилов, Виктор Гюго и Жан-Батист Мольер, Теннесси Уильямс и Жан Ануй… Репертуарный лист стремительно приближался к сотне, и это только в Чебоксарах. А сколько было сыграно в Магнитогорске и Тюмени, Новосибирске и Южно-Сахалинске, сольно и в ансамбле с не менее талантливым супругом, народным артистом России Алексеем Красотиным.
Особую нишу в воспоминаниях актрисы занимал Благовещенск — далекий город на границе с Китаем, обдуваемый строптивыми ветрами и омываемый прохладными амурскими волнами, где она сделала первый шаг на профессиональную сцену, экстренно введясь в постановку буквально за пару часов до показа. Так получилось, что исполнительница одной из ролей сломала ногу, и пришлось срочно спасать положение, а поскольку в зале сидел сам Константин Рокоссовский, об отмене не могло быть и речи (по окончании спектакля 15-летняя Тамара, на тот момент воспитанница театральной студии, получила из рук маршала коробку конфет).
После такого «экстремального» дебюта, от которого и у опытной-то актрисы, не ровен час, сдадут нервы, обворожительная девушка с мягким мелодичным голосом и широко распахнутыми глазами, то лучащимися теплым светом, то загорающимися озорным огоньком, стала подлинным достоянием труппы. С интересом рассматривая начинающую артистку со всех сторон, режиссеры открывали в ее даровании грань за гранью, не боясь пробовать в очень разном по качеству материале. Она же, в свою очередь, не просто не портила картину, органично вписываясь в любое содержание, жанр и эстетику, будь то русский водевиль или французская комедия положений, советский соцреализм или английский модерн, а была дорогим украшением каждой постановки. С жадностью хваталась за все, что предлагали, даже если «на кону» крошечный эпизод или массовка, взахлеб учила текст и была готова репетировать до упаду. Такое рвение тоже невероятно подкупало, заставляя старших коллег глядеть на молодую партнершу по сцене с уважением и вниманием, не скрывая похвалы и желания поддержать, окрылить, открыть перед ней все дороги. Какое счастье, что задуманное сбылось!..
Кстати, Сара Бернар — не единственная театральная дива в репертуаре Тамары Красотиной. В 1970-х она сыграла главную роль в спектакле «Актриса», созданном режиссером Виталием Меньших в тандеме с чувашским драматургом Маркианом Удаловым. Однако тут — совсем другой характер, эмоциональная палитра, природа человеческого естества, болевые точки персонажа и рычаги воздействия на зрителя. Прототипом героини была Зоя Яковлева — артистка Крымского драматического театра, чье детство и первые годы творческого становления прошли в Чебоксарах (сегодня ее именем названа одна из улиц города). Во время оккупации Крыма она входила в подпольную группу сопротивления «Сокол», составившую карту фашистских объектов и передавшую ее советскому командованию, в результате чего все подпольщики были подвержены пыткам и расстреляны за три дня до освобождения Симферополя. Можно только догадываться о том, сколько воли, мужества и титанической энергии нужно было собрать внутри себя, чтобы воплотить все это на сцене.

 

Портрет датирован 1976 годом, здесь Тамара Красотина уже 11 лет как ведущая актриса Русского драматического театра в Чебоксарах. За ее плечами десятки крупных работ, среди которых Полина Андреевна в чеховской «Чайке» и Алена в шукшинских «Характерах», Капитолина Марковна в тургеневском «Дыме» и даже Надя в комедии «С легким паром!», известной по кинофильму Эльдара Рязанова. Впереди — графиня в пушкинской «Пиковой даме» и Мирониха в распутинском «Последнем сроке», Арина Пантелеймоновна в гоголевской «Женитьбе» и две победы на Республиканском конкурсе «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая женская роль».

Опубликовано: 11 июня 2025 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.