Однополчане встретились спустя 80 лет на страницах одной книги.
Имена участников Великой Отечественной войны Николая Гаврилова, Бориса Алексеева, Сергея Цапина и Егора Петрова, как и более двухсот тысяч других жителей республики, вставших на борьбу с фашистскими захватчиками, навсегда вписаны в летопись Победы. Все четверо родились примерно в одно и то же время в Шихазанском районе Чувашской АССР (ныне — это Канашский муниципальный округ). Николай и Сергей жили в селе Вутабоси, Борис был из деревни Туруново, Егор — из деревни Малое Тугаево. Им было по 18 лет, когда пришла война.
Боевой путь земляки начинали вместе — в 25-й воздушно-десантной бригаде десятого воздушно-десантного корпуса, который потом был переименован в 41-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Самоотверженно сражались под Сталинградом. В тяжелых боях за славный город на Волге каждый из парней получил ранение. С того времени фронтовые дороги товарищей разошлись. Но все они смогли вернуться домой. Об этом и о том, как сложилась судьба однополчан в дальнейшем, спустя десятилетия напишут их дети.
Отцы и дочери
Недавно нашу редакцию посетили две гостьи — ветераны труда, педагоги, члены Чувашского регионального отделения Российского союза ветеранов Галина Махмутова (в девичестве Гаврилова) и Алевтина Волкова (в девичестве Алексеева). Именно они и рассказали нам о четверых земляках, которые в начале Великой Отечественной войны вместе сражались за Родину. Двое из тех героев — их отцы.
Год назад активистки даже не знали друг друга, а теперь они — настоящие подруги. Вместе посещают школы, проводят уроки мужества, рассказывают мальчишкам и девчонкам об отваге и героизме поколения победителей. А чтобы рассказ был наглядным, привозят с собой «мини-музей» — отцовские награды, красноармейские книжки и военные билеты, письма и фотокарточки. Но главное сокровище в их коллекции — совместно написанная книга под названием «И память книга сохранит».
«Надеемся, наше издание послужит молодому поколению примером, что нужно изучать, собирать и беречь подлинные истории о войне. Ведь почти в каждой семье были свои герои, и наш общий долг — сохранить о них память», — так объяснили свою миссию исследовательницы.
Зачинателем благого дела была Галина Николаевна. Изыскания она начала с изучения семейной реликвии — вырезки статьи, опубликованной в газете «Канаш» 15 августа 1995 года. Этим клочком бумаги очень дорожил ее отец Николай Константинович. А когда его не стало, дочь сохранила статью на память.
В том материале рассказывается о случайной встрече однополчан Николая Гаврилова и Бориса Алексеева спустя 50 лет после окончания войны. Оба тогда проходили лечение в Шихазанской районной больнице и после процедур отдыхали на свежем воздухе. Николай Константинович, сидя на лавочке, услышал знакомые слова «25-я воздушно-десантная дивизия…», обернулся и узнал в окружении нескольких слушателей давнего боевого товарища. И полились воспоминания…
Газета писала, что в феврале 1942 года почти со всех районов Чувашии в Канаш съехались сотни 18-19-летних ребят. Там земляки и познакомились. «Из новобранцев сформировали отдельный эшелон, и в конце февраля он тронулся в Москву, на запад», — вспоминал Николай Константинович.
«По пути узнали, что из нас будут готовить воздушных десантников. По прибытии во Внуково начались изнурительные тренировки. Мы учились прыгать с парашютом, стрелять из разного оружия, вести бой», — добавлял Борис Алексеевич.
Первое серьезное ранение оба получили в боях под Сталинградом в августе 1942 года с разницей в три дня. После восстановления в госпиталях, земляки снова встали в строй. В статье сообщается, что оба смогли достойно послужить стране и на трудовом поприще в мирное время, создали крепкие семьи.
Друзья договорились, что обязательно побывают в гостях друг у друга вместе со своими родными, но так и не свиделись больше. Через три года после той встречи не стало Николая Константиновича, а в 2000 году в возрасте 77 лет ушел из жизни и Борис Алексеевич.
В той же статье сообщалось, что в Канашском районе из ветеранов 25-й воздушно-десантной дивизии на тот момент остались живы Сергей Цапин и Егор Петров. Вот Галина Махмутова и решила узнать о судьбе отцовских товарищей. И в первую очередь ей удалось отыскать дочь Бориса Алексеевича.
Алевтина Борисовна оказалась краеведом. Она написала несколько книг о родной деревне, именитых земляках и участниках войны, а одно из ее изданий целиком посвящено боевому пути отца. Так и сложился творческий союз. Галина Николаевна занялась сбором информации, искала родственников, поднимала архивы, копировала фотографии и документы, записывала воспоминания. А Алевтина Борисовна перекладывала весь материал на бумагу.

Фронтовые дороги
«Насколько крепко дружили все четверо, мы точно не знаем. Но судя по воспоминаниям отца, они были хорошими приятелями — про деревни свои говорили, про родных. Егор Петров, например, был небольшого роста и весил всего 48 кг. Во время прыжков с парашютом ему вешали мешок с песком, чтобы не улетел», — рассказала Галина Николаевна. А вот первый прыжок отца, по ее словам, был не очень удачным — неопытный десантник приземлился прямо на комбайн.
«Это еще ничего, — продолжила Алевтина Борисовна. — Мой папа вспоминал, что в тот день, когда он впервые прыгал, погиб его друг Иван Козлов — у курсанта не раскрылся парашют».
В настоящем бою было еще опаснее и тяжелее. Каждому солдату «крылатой пехоты» выдавался комплект вооружения и снаряжения в зависимости от выполняемой задачи. Десантник, как правило, имел автомат, два диска с патронами и дополнительно три зажигательных прибора, две бутылки с горючей смесью, пять гранат, универсальный топорик, кинжал, компас, фонарь и продовольствие. Словом, с таким солидным «багажом» и песок был не нужен.
«В Сталинградской битве десантники проявили незаурядное мужество, отвагу и инициативу, что серьезно повлияло на исход боев. Им был дан приказ любыми средствами остановить продвижение немецко-фашистских войск и до последней капли крови защищать каждую позицию. И наши отцы не подвели», — с гордостью подметила Галина Махмутова.
После ранения и восстановления Борис Алексеев выучился на танкиста и продолжил сражаться на Втором Украинском фронте. Победу встретил в Венгрии, но поскольку его полк перебросили на Дальний Восток, продолжал служить до конца октября 1945 года. Егора Петрова после излечения направили в 222-й гвардейский стрелковый полк. Он был телефонистом кабельной связи минометной бригады, дошел до Берлина. Лечился в госпитале после сталинградских событий и Николай Гаврилов. Затем он попал в 53-й отдельный мотоциклетный полк (ОМцП), служил пулеметчиком на Третьем Украинском фронте. Лишь автоматчик Сергей Цапин после тяжелого ранения был уволен в запас.
Прокладывая и сравнивая фронтовые маршруты своих отцов, Галина Николаевна и Алевтина Борисовна обнаружили, что пути Николая и Бориса могли пересечься весной 1945 года во время Балатонского сражения — последней крупной оборонительной операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны.
События разворачивались на озере Балатон в Венгрии. Противник установил на высоте артиллерийские батареи и наблюдательные пункты. Мотоциклетный полк Гаврилова должен был не допустить заброски диверсантов через озеро. А Алексеев в это время наносил удары по позициям врага на самоходных артиллерийских установках. «Возможно, отцы и не встретились тогда, но вместе делали общее дело», — уверены дочери.
«Демоны» на колесах
Отдельную главу своей книги Галина Махмутова посвятила мотоциклетному полку, где служил отец. «О танкистах, летчиках, моряках столько всего написано, а вот бравых мотоциклистов, на мой взгляд, обделили вниманием», — заметила наша гостья.
Мотоциклетная фронтовая группа, по ее словам, была создана в октябре 1943 года. Каждый мотополк имел свой отличительный знак. В подразделении, где служил Гаврилов, эмблемой стал силуэт летящей ласточки — символ стремительности и ловкости.
По словам Галины Николаевны, ее отец очень гордился, что воевал в 53-м отдельном мотоциклетном Измаильском Краснознаменном, ордена Суворова полку. После войны он даже переписывался с командиром взвода и комсоргом отделения Абрамом Литманом. Эта переписка, кстати, помогла потом найти сына и дочь Абрама Марковича.
О подвигах советских мотоциклистов во время войны действительно ходили легенды. По словам Махмутовой, фашисты называли их демонами и даже объявили охоту за ними: за каждую уничтоженную машину летчику-истребителю полагалась награда.
«Советские «байкеры» возили с собой консервные банки с пропитанной бензином ветошью. Как только «стервятник» атаковал, водитель поджигал факел, чтобы создать дымовую завесу, а экипаж бросался на землю. Вражеский пилот, думая, что машина подбита, улетал, и наши мотоциклисты продолжали свой путь», — поделилась любопытной историей поисковик.

Об этих и других эпизодах войны дочь фронтовика узнала в Музее боевой славы 53-го ОМцП в городе Реутове, который она вместе с мужем посетила прошлым летом. Этот музей более сорока лет назад основали при городской школе № 3 сами ветераны — однополчане Гаврилова, среди которых был и командир Литман.
«Видела там мотоцикл М-72 с коляской — ту самую, выносливую и достаточно мощную по тому времени неприхотливую машину. Именно на такой «ласточке» ездил во время войны отец, — сообщила Галина Николаевна. — Снаряжение «боевого коня» вместе с пулеметом, патронами и гранатами порой доходило до 750 кило и больше. Экипаж состоял из трех человек. Один сидел за рулем, сзади располагался автоматчик. Мой отец находился в коляске и орудовал пулеметом. В бою один член экипажа всегда мог заменить другого».
Благодаря поездке в Реутов наша неутомимая искательница смогла найти родных еще одного товарища отца уже по мотоциклетному полку — Василия Антонова родом из деревни Степное Тугаево Цивильского района. И так удачно ей удалось распутать тогда клубок истории! В Музее боевой славы Махмутова узнала про Антонова, затем нашла в интернете выступление его правнучки Полины с портретом прадеда (на момент записи ролика девочка была воспитанницей Кугесьского детсада «Ягодка»). Через садик вышла на ее маму Ирину, которая подсказала, как связаться с сыном Василия Антонова — Георгием.
«Словно чья-то невидимая рука меня вела», — призналась собеседница, восстановив по цепочке все события. Как же она радовалась, когда удалось познакомиться с Георгием. Сын фронтовика прислал ей фотографии, вспоминал, как отец крутые виражи на мотоцикле показывал, ведь это была его любимая техника.
Кстати, потомки Василия Антонова не знали о его службе в 53-м ОМцП, но Галина Николаевна восполнила этот пробел. Более того, скоро она вместе с Алевтиной Борисовной собирается на урок мужества в Кугесьский лицей, где сейчас учится Полина, и непременно расскажет девочке и ее одноклассникам про мотоциклетный полк.
Вот такие пути-дороги отцов удалось разведать дочерям к 80-летию Великой Победы. После войны все упомянутые в этой истории фронтовые братья так же беззаветно трудились на благо Родины.
«Пройдя тяжелые испытания, они сделали все, что считали нужным для Отечества. И беречь это наследие теперь должны мы и наша молодежь», — завершили рассказ гостьи. Пожалели только, что когда были живы их родители, они не были дотошными в своих расспросах, не смогли сохранить о родных героях больше ценной информации.
По мнению авторов книги, задача молодого поколения — не только в том, чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне, важно собрать и сберечь правдивую историю о нынешних героях — тех, кто отстаивает интересы нашей страны сейчас.
«В боях южнее озера Веленце (в Венгрии. — Прим. авт.) гвардии рядовой Гаврилов при отражении атак танков и пехоты противника из своего ручного пулемета уничтожил свыше сорока гитлеровцев. Во время одной из рукопашных схваток Гаврилов в штыковом бою уничтожил двух автоматчиков», — такие сведения записаны в одном из наградных листов Николая Константиновича. За мужество и отвагу, проявленные в тех боях, наш земляк был удостоен ордена Красной Звезды. Фото из архива Галины Махмутовой
КСТАТИ
О фронтовике Борисе Алексееве писала и «Советская Чувашия». В публикации «Спасибо за подвиг» от 22 апреля 2015 года рассказана история боевого пути уроженца деревни Туруново и его родного отца Алексея Иванова. Оба самоотверженно сражались на фронтах Великой Отечественной, но вернуться домой суждено было только сыну, отец скончался в госпитале от тяжелых ран.