Будут ли обретены мощи святой Тамары (Сатси)?

Архимандрит Василий (Паскье),
почетный председатель епархиальной комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии

 

Первый день мая для Православной Церкви Чувашии – особая дата. В храмах Республики возносят молитвы к святой преподобномученице Тамаре. Она умерла в этот день в исправительно-трудовой колонии в поселке Первомайском Алатырского района.

Ровно сто лет назад она стала игуменией Спасо-Преображенского монастыря в Чебоксарах и оставалась ей до его закрытия в 30-е годы прошлого века.

Удивительна ее судьба. Преподобномученица Тамара (в миру – Мария) (Сатси) родилась в 1876 году на хуторе Уустало волости Касти Гапсальского уезда Эстляндской губернии. Семья ее была лютеранской. Ей было семь лет, когда родители умерли. Через три года после этого в селе Марьямаа, к лютеранскому приходу которого относился хутор Уустало, открылся православный храм. Многие жители округи перешли в православие. В их числе была и Мария Сатси.

 В 12 лет она оказалась в приюте для девочек-сирот при женской общине в Иевве. Скоро община стала Свято-Успенским женским монастырем. Его возглавила игуменья Варвара (Блохина). Когда ее перевели в Казань, она взяла с собой несколько сестер. В их числе была и Мария Сатси. Они приехали сначала в Казань, впоследствии в Козьмодемьянск. Здесь в 1917 году будущая святая приняла монашеский постриг. Через год ее перевели в Чебоксары во Владимирскую женскую общину. В 1924 г.  эта обитель получила статус самостоятельного женского монастыря. Настоятельницей была назначена Тамара (Сатси).

Уже в 1926 году советская власть закрыла Чебоксарский женский монастырь, но сестры не разбежались и под руководством игумении Тамары объединились в религиозную общину. Так они жили до января 1930 г., когда был закрыт последний храм монастыря и отобраны все принадлежащие ему помещения. Но и после этого монахини не оставили места своего служения. Поселились недалеко от монастыря в районе Коммунальной слободы у благочестивых верующих.  

В июне 1941 г. матушку арестовали.  По документам НКВД донос на нее написал бывший священник. Игумению держали в Чебоксарской тюрьме. Месяц допрашивали, требуя признать, что она занималась шпионажем и антисоветской агитацией. Виновной святая себя не признала. 31 июля состоялось судебное заседание. Приговор типичный для тех лет: статья 58, 10 лет лишения свободы.

Наказание она отбывала в Алатырской колонии в поселке Первомайском. В то время там находилось множество священников и церковнослужителей, монахов и монахинь, верующих людей. Всех их поместили за решетку за то, что они не отказались от своей веры.

Матушке Тамаре было уже 65 лет. Зима 1941-1942 годов была голодной и очень страшной. 40-градусные морозы держались почти три месяца. В бараках было невозможно жить. Работа была непосильной, а еда – скудной. Многие в 1942 году ушли в иной мир от тяжелых болезней, потому что организм не вынес тягот. Среди них была и чебоксарская игумения.

12 октября 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил святую преподобномученицу Тамару к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Место ее упокоения известно лишь приблизительно. Это поляна в лесу у поселка Первомайский. Людей здесь хоронили в общих ямах, без одежды, без гробов.  Конечно же, никто не ставил там никаких табличек и, тем более, крестов. И само это засекреченное безымянное кладбище вплоть до начала XXI века было знакомо лишь некоторым местным жителям.

Помню, как начиналась история почитания этого места.

Еще в 90-е годы, совершая паломничество, в одном из зарубежных женских монастырей в гостинице я увидел книгу протоиерея Михаила Польского «Новомученики Российские». Книга была на французском языке, издана в 1976 году. Я стал с интересом рассматривать ее. Там я увидел карту, на которой был обозначен, в том числе, и Алатырь, исправительно-трудовая колония. Вернувшись к себе, я стал интересоваться, где могла находиться эта колония. Кое-что рассказал мне протоиерей Валерий Кольцов. Он уже знал о том, что где-то под Алатырем захоронен новомученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Я понял, что место может быть святым и надо его найти. С вопросом о том, где искать бывшую колонию и кладбище, на котором похоронены узники, я пошел к главе района. Он все отрицал. С его слов, не было никакой колонии, и нет никакого кладбища. Через два дня после этой нашей встречи ко мне пришли сотрудники ФСБ. Стали спрашивать, откуда у меня информация о колонии, и зачем я ищу ее.

А мне очень хотелось найти это место. Я искал его на картах, но результата не было. Встречалось только обозначение объекта: «25-й км»… Я тогда еще не знал, что это как раз и был поселок Первомайский.

В 2006 году в Чебоксарско-Чувашской епархии была создана комиссия по канонизации святых. Ее возглавил владыка Савватий, в то время — епископ Алатырский, викарий Чебоксарско-Чувашской епархии.  Благодаря работе комиссии к Собору новомучеников и исповедников Российских были причислены преподобномученица Тамара, священномученики Аркадий Добронравов, Василий (Константинов-Гришин), Василий (Покровский), Димитрий (Воскресенский), Емилиан (Киреев), Илия (Измайлов), Михаил (Березин), Михаил (Самсонов), Николай (Троицкий).

Жители Первомайского помогли секретарю комиссии иеродиакону Иосифу (Ключникову), показали кладбище. Он постепенно узнал его историю. Благодаря этому и все мы узнали, что в Чувашии есть свое «Бутово».

В 2009 году там был поставлен поклонный крест. Его освятил епископ Алатырский Савватий (ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский).

В тот год владыка Савватий уехал к месту своего нового служения в Бурятию. А меня неожиданно назначили руководителем комиссии по канонизации святых. Я пошел к митрополиту Варнаве с предложением служить Литургию на кладбище в Первомайском. В этом был глубокий смысл – совершать главное богослужение на костях мучеников за веру. Как в древние времена, когда первые христиане всегда делали это.

Владыка согласился не сразу, был осторожен с решением. В первый раз Литургию совершали под полотняным навесом, который мне помогли купить благодетели. Под открытым небом собралось огромное количество молитвенников. Это и духовенство, и родственники узников колонии, и просто верующие со всей Республики и даже из других краев и областей. А через два года во время этого богослужения, помню, лил дождь. Как из ведра. Но никто никуда не ушел и не уехал с этой святой земли.

Теперь ежегодно мы идем крестным ходом из поселка к месту массового захоронения узников Первомайской колонии. Там совершается соборное богослужение, в котором участвуют все архиереи Чувашской митрополии. Это событие бывает в третье воскресенье после праздника Святой Троицы.

Землю рядом с поселком Первомайский не зря называют «Чувашским Бутово». В ней лежат сотни людей. Установлены имена 134 человек, замученных здесь за свою православную веру. Там похоронены 66 священно- и церковнослужителей, 34 монаха, монахинь и послушников монастырей. А еще и старосты храмов, и просто православные миряне. У всех этих людей в личных делах, находящихся в архивах, содержатся свидетельства о том, что они были осуждены за свои религиозные убеждения.  Многие и многие эти страдальцы – фактически непрославленные святые, на которых недостаточно документов и оснований для прославления, но их христианский подвиг не требует доказательств.

Но мы точно знаем, что там лежат святые: преподобномученики Игнатий (Лебедев) и Тамара (Сатси), священномученики Димитрий Воскресенский и Михаил Самсонов.

На месте кладбища вот уже 15 лет возводится мемориал памяти. Много сделал для этого епископ Алатырский и Порецкий Феодор (с марта 2024 года – епископ Бердянский и Приморский).  На месте упокоения мучеников за веру построена сень с каменным престолом для совершения Литургии, ее украшают мозаичные иконы. Рядом установлен большой крест, он виден всем проезжающим с дороги. Огромные камни, на которых написаны слова из Евангелия, настраивают нас на молитву. Построена ротонда, в которой на мраморных плитах выбиты имена всех пострадавших на этом месте за православную веру. У входа на кладбище товозводится памятная часовня.

В самом поселке Первомайском никогда не было храма. Теперь есть, он построен благодаря усилиям настоятеля протоиерея Владимира Теплова, освящен в честь Царственных Страстотерпцев. И возле него тоже предусмотрен и строится мемориальный комплекс. Так благоговейно в Чувашской митрополии относятся к памяти мучеников, пострадавших за веру в XX веке.

А начинался этот мемориал практически с частной инициативы ныне покойной игумении Агнии (Яковлевой), которая установила на месте массового захоронения деревянный поклонный крест. Матушка, которая выросла в поселке Первомайском, знала о том, что здесь лежит много верующих людей, священников и монашествующих. Когда строили дорогу, экскаваторы выбрасывали множество костей и черепов. Матушка Агния вместе со своими помощниками собирала и хоронила их на поляне.

Можно ли здесь искать мощи святого человека и нужно ли это делать? Свое желание вскрыть захоронение и отыскать святые останки высказывают сегодня люди, называющие себя потомками преподобномученицы Тамары. Ответ им и тем, кого особо интересует эта тема, может быть один: нельзя и не нужно.

Вот что написал мне по этому поводу протоиерей Владимир Теплов, настоятель храма в честь святых Царственных Страстотерпцев п. Первомайский, член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии: «Чувашское Бутово» — это место скорби, это наша Алатырская Голгофа. Здесь повсюду лежат останки невинных людей… Сколько их: десятки, сотни, тысячи – это сокрыто от нас.

 АИТК №1 НКВД Чувашской АССР – последнее место пристанища и подвига верующих душ…

Преподобномученица Тамара – духовное лицо, облачённое монашеским облачением и игуменским служением. В определённое Господом для этого подвига время она породнилась с Ним и Его Церковью. Потому дело прославления святой — сугубо церковное, а не светское, в какой бы кровной связи не находились родственники. Духовное родство выше кровного. Наша святая давно уже обрела своё место вечного упокоения. А где будут находиться ее останки, это уже не столь важно.

Для нас для всех важно, чтобы история не повторялась. Важно сохранить идею соборного мученичества предков наших, за веру Христову пострадавших и определивших место своего упокоения как Алатырская Голгофа».

Под этими словами подпишусь и я, а вместе со мной, думаю, и многие-многие православные, которые чтут Алатырскую Голгофу и Чувашское Бутово.

Опубликовано: 30 апреля 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.