Встречное течение и скрытые смыслы
Вот и пролетела горячая кинофестивальная неделя — жюри и зрители посмотрели более 40 фильмов основной и внеконкурсной программы, подвели итоги и приняли решение, кто же в этом году стал лучшим. Надо сказать, что выбор был непрост: при том что в целом программа была сильная, в ней оказалось немало вещей, которые, если и не претендовали на звание победителя, несомненно, требовали особого внимания.
Итак, среди наград ЧМКФ оказалось несколько спецпризов. Глава республики отметил вклад в киноискусство режиссера Юрия Арабова (о специальном показе рабочих материалов к его фильму «Русские жены» «СЧ» недавно писала). А весь коллектив создателей фильма «Раненое детство» и его герои — дети из Северодонецка, глазами которых представлены события на Донбассе, — получили награду «За стойкость, надежду и веру».
От чего не страдает региональное и этническое кино, так это от сценарного кризиса — но рассказывает оно зачастую о таком остром и наболевшем, что не готовы взять в телевизор или широкий прокат.
Уделили особое внимание авторам, для которых особенно важным является сохранение исторической памяти и национальной культуры. Среди них оказались Елена Еделеева (режиссер фильма «Мальчик из Шоршел»), Галина и Анна Евтушенко с фильмом «Махатма Хавкин», Булат Юсупов с «Дневником поэта» и Андрей Огородников с картиной о трагической судьбе этнографа и фольклориста Тимофея Евсеева.
От чего не страдает региональное и этническое кино, так это от сценарного кризиса — но рассказывает оно зачастую о таком остром и наболевшем, что не готовы взять в телевизор или широкий прокат. Типичный пример — короткометражка Аиды Тебианян «Свидетель». В центре внимания режиссера из Ирана неизменно оказывается судьба иранских женщин. На этот раз история строится вокруг закона, который действует и сегодня: если у мужчины, обвиняемого в убийстве жены, найдутся свидетели, что она ему изменяла, то приговор его ожидает совсем мягкий. Героиней фильма оказывается девушка, которая покупает таких свидетелей для своего отца (по словам режиссера, давая подобные показания, многие неплохо зарабатывают). Среди них должно быть четверо мужчин или трое мужчин и две женщины, одной из которых становится она сама. Давая клятву говорить только правду, девушка оказывается перед страшным выбором: лишиться отца или предать память матери. Аида, которая в этом году приехала в Чувашию уже второй раз, сказала, что вряд ли сможет показать эту ленту в своей стране.
«Женской» историей, наверное, особенно близкой чувашскому зрителю, воспитанному на «Нарспи», показался и фильм «Узлы» — дебют кабардино-балкарского режиссера Олега Хамокова, который получил Гран-при в региональном конкурсе. Снятый по мотивам легенды об Адиюх из адыгского эпоса, он оказался и актуальным, и универсальным одновременно: действия происходят в Кабардино-Балкарии, но в другой версии фильма, которую в силу обстоятельств не удалось реализовать, герои — немец и марокканка.
«Когда человек делает ставку на гордыню и пытается на ее основе построить жизнь, это всегда имеет тяжелые последствия», — так формулирует проблематику фильма сам режиссер. Но для меня главным стал не образ дальнобойщика Берда, который решил построить самый лучший дом в селе, чтобы возвышаться над всеми, компенсируя горести детдомовского детства, а портрет 17-летней Дины, его жены. Для нее этот дом становится тюрьмой, холодным и пустым склепом, который она безуспешно пытается согреть теплом своего сердца.
Терпеливая, трудолюбивая, умная, с золотыми руками и богатой фантазией, воспитанная любить и почитать своего мужа, она сталкивается с непробиваемой стеной пренебрежения и мужского эгоизма. И в решающий момент, когда Берд оказывается на краю жизни и смерти, ворота дома-крепости оказываются для него закрыты. Невероятно красивый актерский дуэт Роберта Саральпа и Светланы Мамрешевой, символические образы, сшивающие ткань фильма в единое полотно, отсылки к литературной и киноклассике, динамичный сюжет и национальный характер заставляют возвращаться к фильму снова и снова.
Женщина-поэт стала героем еще одного важного фильма, показанного за рамками конкурсной программы. Александр Куприн в своей работе «Амфистроф. Встречное течение» пытается разгадать секрет творческого гения Марины Карягиной. Это уникальный пример кино, посвященного не биографии, но самим стихам, большой внутренней работе поэта, его связи с родным языком, землей, его интуиции.
«Нельзя показать фрагменты стихотворения, это же целостный, единый организм, и потому в фильме оно должно звучать целиком!» — так считает автор, и в кадре мы слышим завораживающее Маринино чтение, текучее и журчащее, как вода.
Ее уникальные произведения (амфистроф — стихотворение, читающееся и в одну сторону, и в противоположную, но с новым смыслом), пожалуй, могли родиться только на чувашском. Их корни мы видим в играх босоногого деревенского детства, в рассказах бабушки, но еще — в чем-то намного большем, может, в ощущении себя частью этого чувашского мира, ответственности за него.
Фильм, который и сам выстроен в форме такого амфистрофа (здесь события, слова, движения движутся в разных направлениях, и конец высвечивает скрытые смыслы начала) не столько разгадка, сколько направление, способ, дающий возможность поэта понять. А уж дальше — работа для зрителя.
Наверное, самая большая неожиданность фестиваля — то, что победителем в главном конкурсе стал единственный европейский фильм-участник. Как утверждает программный директор Сергей Лаврентьев, его и взяли-то почти случайно. Но те, кто посмотрел «Все ненавидят Йохана» норвежца Халлвара Витсе точно скажут, почему.
Не за игру прекрасного Пола Сверре Хагена, не за полный неожиданных поворотов сценарий Эрленда Лу и не за невероятной красоты норвежские пейзажи. Все дело в том, что кино абсолютно попадает в ценностные установки, о которых столько говорится и думается сейчас. Это история о преданной любви, пронесенной через всю жизнь и серию горьких случайностей, о неразрывной связи с родиной, куда герой возвращается из Америки, вопреки ненависти соседей и, конечно, о важности семьи, рода, который непременно продолжается, пусть даже прирастая довольно странными ветками. История, рассказанная со щемящей нежностью и чем-то напоминающая «Форреста Гампа».
…Наблюдая за развитием фестиваля, не устаешь удивляться, как он, откликаясь на актуальное, остается верен главному своему принципу: предъявлять зрителю настоящее, целостное и ценностное кино и быть источником роста и вдохновения для участников. До новой встречи в следующем году!
ИТОГИ
Кто получил награды?
Специальный приз Главы Чувашской Республики «За вклад в киноискусство» — сценарист и режиссер, лауреат премии Каннского кинофестиваля Юрий Николаевич Арабов
Приз имени Эдуарда Артемьева за лучшую музыку в кино — фильм «АДА» (Россия, режиссер Станислав Светлов)
КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО
Гран-при «Лучший фильм» — фильм «Все ненавидят Йохана» (Норвегия, режиссер Халлвар Витсе)
Приз «Лучшая режиссура» — фильм «Похожий человек» (Россия, режиссер Семен Серзин)
Приз «Лучший сценарий» — фильм «Punch Drunk» / «Сокрушающий удар» (Иран, режиссер Адель Табризи)
Приз «Лучшее художественное решение» — фильм «Зулали» (Армения, режиссер Айк Ордян)
Приз «Лучший актер» — Пол Сверре Хаген — фильм «Все ненавидят Йохана»
Приз «Лучшая актриса» — Ольга Лапшина и Валентина Теличкина, фильм «Огород» (Россия, режиссер Лариса Садилова)
Диплом «Приз зрительских симпатий» — фильм «Фортуна» (Таджикистан, режиссер Мухиддин Музаффар)
Специальный диплом «За кинематографическое воплощение вечной темы «Взрослые и дети» — фильм «Summer Holiday»/ «Каникулы» (Бангладеш, режиссер Мохаммад Нуруззаман)
КОНКУРС ЭТНИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО
Гран-при «Лучший фильм» — фильм «Узлы» (Россия, Кабардино-Балкария, режиссер Олег Хамоков)
Приз «Лучшая режиссура» — режиссер Дархан Тулегенов, фильм «Братья» (Казахстан)
«Специальный приз жюри» — фильм «Свидетель» (Иран, режиссер Аида Тебианян)
Приз «Лучший сценарий» — Евгений Татаров , фильм «Дыхание мертвого леса» (Россия, режиссер Евгений Татаров)
Приз «Лучшая операторская работа» — Сантьяго Ракаж, фильм «Солнце и дочь» (Боливия, Испания, режиссер Каталина Раззини)
Специальный диплом жюри «За трепетное отношение к истории национальной культуры» —
фильм «Дневник поэта» (Россия, Республика Башкортостан, режиссер Булат Юсупов)
фильм «Евсеев: Признание ценою в жизнь» (Россия, Республика Марий Эл, режиссер Андрей Огородников)
Диплом «Приз зрительских симпатий» — фильм «Портной из Бруклина» (Россия, Ярославль, режиссер Евгений Серов)
КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
Гран-при «Лучший фильм» — фильм «Живут же люди» (Россия, Иркутск, режиссер Павел Скоробогатов)
Специальный диплом жюри — фильм «Мальчик из Шоршел» (Россия, Чувашская Республика, режиссер Елена Еделеева)
Специальный диплом жюри «За сохранение исторической памяти» — фильм «Махатма Хавкин» (Россия, Индия, режиссеры Галина Евтушенко и Анна Евтушенко)
Специальный диплом Чувашского государственного института культуры и искусств «Лучший дебют» — фильм «Южный Урал. Следы веков» (Россия, Челябинск, режиссер Матвей Шолохов)
Специальный диплом «За стойкость, надежду и веру» в год счастливого детства в Чувашии — фильм «Раненое детство» (Россия, Северодонецк, режиссеры Наталья Лукеичева и Анна Синицкая)