Скованные одной сетью
Накануне Дня защиты детей традиционно развернулись дискуссии, от чего в первую очередь надо защищать подрастающее поколение? От нерадивых и злых родителей? От безумных водителей, сбивающих детвору на переходах? От опасных водоемов, которые только в мае унесли несколько юных жизней? Но есть еще одна серьезная опасность, с которой дети сталкиваются практически ежедневно. О ней «СЧ» рассказала политолог, эксперт по деструктивному влиянию социальных сетей Яна Амелина.
Из досье
Яна Амелина закончила Российский государственный социальный университет, по специальности юрист. Работала собственным корреспондентом информагентства «Росбалт», экспертом Центра евразийских и международных исследований Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущим научным сотрудником Российского института стратегических исследований. Сейчас Амелина — глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего», секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба. Она — автор пяти монографий о последних тенденциях развития деструктивных субкультур. Провела более 200 эксклюзивных авторских практических семинаров в 40 российских регионах и за рубежом.
ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ
Приезд Амелиной в Чебоксары имел вполне конкретные цели. На площадке Чувашского госуниверситета она провела двухдневный семинар для представителей образовательных организаций республики.
«Мы видим, что с молодежью происходят вещи, которые мы до конца не понимаем. После того, как нам порекомендовали Яну Александровну, как специалиста в этом вопросе, у нас не возникло сомнений, что ее надо пригласить, — рассказывал о семинаре главному редактору «СЧ» Владимиру Васильеву проректор по молодежной политике и социальной работе Александр Цветков.
Основная ценность обучающих семинаров, проведенных Яной Амелиной, в том, считает Цветков, что они заставляют задуматься о разрушительной силе социальных сетей, об их опасности и влиянии на дестабилизацию общества.
«Хоть и не на все вопросы удалось получить ответы, появилось понимание, что проблема существует и решать ее нужно совместно, на всех управленческих уровнях. В том числе и на уровне личного общения в ходе проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий», — заключил Александр Иванович.
Факт приезда в столицу республики такого специалиста не мог не заинтересовать нашу газету. Поэтому было решено пригласить Яну Амелину в редакцию и поговорить о том, какие опасности скрываются в социальных сетях. Современные подростки с головой погружены в информационное «море» интернета, и сеть оказывает на них огромное влияние. Сегодня это действительно актуальная проблема. Такое безобидное первоначально явление, как социальные сети стало мощным оружием воздействия в руках манипуляторов.
ТАК УСТРОЕНЫ АЛГОРИТМЫ
«До сих пор очень многие, особенно силовики, к социальным сетям относились и относятся, скажем так, несерьезно. Сейчас постепенно меняется отношение, но оно на самом деле еще далеко от идеала», — считает Амелина. Она сразу обращает наше внимание, что основным потребителем опасного контента, к сожалению, являются подростки. Взрослые люди в соцсетях проводят не так много времени. Но даже если они будут сидеть достаточно долго и в одних с подростком группах, они не увидят на своих страницах «особенные» рекомендации. В соцсетях хорошо настроены алгоритмы на возраст. Все, что они показывают детям и подросткам, они не показывают взрослым.
Если взрослые будут сидеть в сетях достаточно долго и в одних с подростком группах, они не увидят на своих страницах «особенные» рекомендации. В соцсетях хорошо настроены алгоритмы на возраст: все, что они показывают детям и подросткам, они не показывают взрослым.
Поэтому для деструктивных групп целевая аудитория — подростки. По понятным психологическим причинам они лучше подвергаются влиянию этих групп. Взрослым показывают стандартные паблики — кулинарные, по вышиванию, про котиков. И это хорошо ложится на портрет, допустим, обычной женщины сорока лет. А подросткам, алгоритм соцсетей не просто показывает, он им навязывает определенный, не самый безобидный и безопасный контент, например пропаганду насилия, агрессии. Это происходит не само по себе. И вопрос в том, почему так происходит?
На самом деле вопросов больше. Но, по мнению Яны Александровны, все и так уже ясно и очевидно: «Я полностью уверена, что руководство соцсетей делает это специально. Суть в том, что они сознательно способствуют распространению деструктива и окружению молодежи России депрессивно-агрессивным деструктивным полем. Это не конспирология никакая, это просто тренды. Так устроены алгоритмы».
СЕГОДНЯ ХУЖЕ, ЧЕМ ВЧЕРА
Яна Амелина давно бьет по этому поводу тревогу. Да, бороться с этой «нечистью» можно и нужно. Но, к сожалению, получается как в сказке — вместо одной отрубленной головы у Змея Горыныча на ее месте вырастает сразу три. «Нужно убирать среду. Мы все боремся со следствием. Закрыть одну какую-нибудь группу — хорошо. Но вместо нее появится десять новых. Сейчас происходит именно так. Самое главное — тяжесть контента сейчас принципиально другая, нежели, например, лет шесть назад», — констатирует Амелина.
И при этом она отмечает, что происходящее сегодня, в разы страшнее. Не так давно деструктивные сообщества в социальных сетях считались случаями единичными и носили скорее маргинальный характер. Призывов причинить вред себе и окружающим, принести себя в жертву раньше не было. Объем провокационного контента невероятно огромен. И действует он на сознание одинаково — сначала разрушь себя изнутри, а потом все, что тебя окружает. И эта проблема не обсуждается и не решается, отмечает Яна.
ЭТО ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА
Зачастую в своих исследованиях Амелина нередко обращается к опыту зарубежных коллег, например, психолога, исследующего различия поколений, Джин Твенге. В 2017 году она выступила с критическими наблюдениями относительно психического здоровья среди подростков, связанного с использованием смартфонов.
По заявлению психолога, в 2012 году смартфонами и круглосуточным интернетом пользовалось более 50% населения в Америке. И она говорит, что этот фактор был недооценен. С этого момента взрослые утратили возможность контроля над контентом и тем количеством часов, которые ребенок проводит в интернете. Это стало причиной роста психических расстройств среди подростков — тревожность, депрессия, агрессия.
«Мы полностью копируем Запад, просто у них все это буквально на два-три года раньше, хотя сейчас мы практически сравнялись. Мы их очень быстро догоняем и уже, можно сказать, догнали», — приходит к неутешительным выводам Амелина. Так что говорить о том, что это только наша проблема, не стоит. Ситуация с деструктивом в соцсетях в США и России почти идентична. И вообще эта проблема носит международный характер, но в разных странах свои особенности.
Яна Амелина признает, что даже если «закрыть лавочку», вряд ли это поможет улучшить ситуацию в целом: «Основной деструктив террористического характера в «ВКонтакте» почистили. Это с одной стороны хорошо. Но все это теперь перешло в Телеграм. А там намного сложнее выявить людей, которые стоят за этим. И здесь вопрос: мы сделали себе лучше или хуже?»
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПЕСНИ
Не первый год существуют определенные группы людей, которые пытаются обезопасить подростков от негативного влияния социальных сетей. Правда, в основном они состоят из общественных добровольцев. Или, например, околоправительственная организация Лига безопасного интернета. Они одни, кстати, поднимали тему запрета трэш-стримов. А также добились запрета концертов некоторых так называемых музыкантов.
Дело в том, что родители воспринимают поход детей-подростков на концерт, как вполне нормальное событие, если к тому же название группы звучит, например, как «Ромашечки». Но выясняется, что за всем этим благопристойным фасадом творится настоящий трэш. В России музыкальных групп агрессивно-депрессивного направления порядка четырех десятков. И тексты их песен противоречат не только законам, но и всем моральным и нравственным нормам.
«В принципе у нас нет цензуры и можно исполнять все что угодно, хотя они нарушают требования действующего законодательства, — уверена Яна Амелина. — У нас действует закон по защите детей от информации, угрожающей их жизни и здоровью. И там все перечислено — и призывы к насилию, и пропаганда. Там масса всего, о чем поют эти исполнители, что в законе запрещено».
И очевидно, что корни этой заразы кроются в том же интернете, на площадках соцсетей. Потому что по-другому о существовании таких групп и не узнать. Это тоже навязанный алгоритмом контент.
СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ
«Ничего хорошего нас не ожидает в будущем, если продлится та ситуация, которая есть сейчас», — признает эксперт по деструктивному влиянию социальных сетей. Нам всем, и родителям, и государственным организациям, и руководству социальных сетей стоит признать, что эта проблема куда опаснее, чем кажется. И приняв это, встать на защиту наших детей.
Но правда еще и в том, что на сегодня нет спасательной «прививки» от этого недуга. Еще нет механизма, способного «перекрыть кислород» деструктивным сообществам в интернете. Можно посоветовать родителям быть более внимательными к своим детям, избегая при этом тотального контроля и гиперопеки. Показать им, что реальный мир интереснее виртуального, и в нашей жизни куда больше смысла, чем в постах соцсетей.