За очередным крутым поворотом упираемся в указатель «Чандрово». За ним видны несколько домов, магазины, площадка для маршруток. Вроде бы ничего интересного. Но трудно предположить, что за этой отвлекающей картинкой целый мир – невидимая со стороны шоссе деревня в шесть улиц и переулков с любопытной историей, замешанной на народных преданиях.
У «БОЛЬШОЙ ДОРОГИ»
Если бы не велосипедисты да совершающие пробежки физкультурники, можно было бы посчитать пустынным отрезок шоссе до нынешней федеральной трассы М-7, которую несколько десятилетий назад пустили от Хыркасов в объезд Чебоксар. До этого трасса «Москва – Пекин» проходила через столицу Чувашии. Любой обратит внимание, шоссе вьется змейкой – то влево, то вправо. Такое сравнение объяснимо – все-таки лес по одну сторону стоит сплошной стеной. Дубравы, говорят, сохранились со времен Петра Первого. А оберегать «корабельные рощи» он велел якобы после посещения здешних краев и отбора лучших стволов для постройки судов зарождающегося флота российского. Жаль, не бывал реформатор в наших краях, а вот громкий статус у здешних лесов действительно был. Кстати, чуть более ста лет назад сам лесовод-новатор Бронислав Гузовский проводил опыты на делянках в местном лесничестве.
Задолго до великой дружбы с Китаем в середине прошлого века по этой «большой дороге» добирались до Чебоксар и далее прямиком в Сибирь. Как известно, по ней гнали в ссылку. Возможно, этим объясняется то, что деревня Чандрово еще в давние времена загородилась лесом от внешнего мира. «Лишь личико показывает», – метко заметил местный краевед Валериан Григорьевич Орлов. По его трактовке, «из-за беглых каторжников жить около тракта стало трудно. Постоянные кражи и грабежи вынудили живших около тракта крестьян искать новые места подальше от дороги».
ЧТО В ИМЕНИ МОЕМ
Согласитесь, поэтично звучит название населенного пункта Чандрово. Но у исследователей нет единого толкования значения этого топонима. Недавно выяснилось, что деревня называлась в старину несколько иначе. Архивариус Федор Козлов в одной из публикаций привел любопытный факт. На основе архивных данных он рассказал о бывшей семейной церкви трех поколений купцов Ефремовых. «Каменное здание церкви с колокольней было построено в Чебоксарах в 1684 году, «кем именно, неизвестно». Земли усадебной, пашенной и сенокосной церковь не имела. Священно- и церковнослужители продовольствовались от прихожан, живущих в городе, «добровольным их за требы подаянием», а с прихожан деревни Чандровой (ныне Чандрово) – хлебной ругой (руга – первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья). Однако «законного акта на то с чувашами крещеными из деревни Чандровой клировые ведомости начала XIX века не зафиксировали».
Кстати, и в отчете Казанскому патриарху краевед В. Орлов отыскал запись «об открытии в октябре 1886 года церковно-приходской школы в чувашской деревне «Чандровой». В дневнике по этому поводу он делает сноску: «Теперь вы знаете, что название деревни Чандрово писалось длиннее – «Чандровой». Потом назвали проще – Чандрово, или по-чувашски Чантёр ял..
В РОДНИКОВОМ КРАЮ
Говорят, когда на сходе разгорелись страсти, быть ли деревне Чандрово в границах столицы Чувашии, встала уважаемая Санек-аппа и напомнила, что сам Бог велел чандровцам держаться за город. Ведь название ему дала их речка, которая берет начало из родника в овраге у околицы. С таким аргументом не поспоришь. Утверждают, что ключевая вода из местных родников и колодцев имеет целительную силу. Не случайно за ней порой выстраивается очередь из приезжих.
Знаете ли вы, что Чебоксарка, протекающая по территории Чебоксар, в длину едва дотягивает до 14 км. Сейчас, возможно, и меньше, ведь раньше речка, соединяясь с Сугуткой в районе улицы 2-я Коммунальная слобода, впадала в Волгу, а теперь – в Чебоксарский залив. Зато ее исток все так же находится около деревни Чандрово, за бывшим колхозным садом. Чебоксарка еще в 1469 году упоминается в летописи. Именно тогда войска нижегородского воеводы Ивана Руно во время похода на Казань «ночевали на Чебоксари». Скорее всего, в старину она была намного полноводнее. А теперь лишь в иных местах три-четыре метра шириной, речка сама по себе неглубокая, но в ней и рыба водится, и дикие утки там гнездятся. По крайней мере, в прошлом году многие наблюдали уток с утятами ближе к Октябрьскому мосту.
Вот какие крепкие исторические и географические связи у Чандрово с Чебоксарами. По сути, она сегодня обычная пригородная деревня, но на особом статусе. С ее околицы, образно говоря, административно начинается столица Чувашии. Северо-западный микрорайон – всего-то в нескольких километрах по отличному шоссе через почти заповедный лес. Здесь предпочитают жить в частных домах, если можно так назвать современные коттеджи, которые упрямо теснят старые избы. По-соседски проживают более 800 человек, в основном чуваши и русские.
Местный люд разговорчив и приветлив. Всяк по-своему хвалит Чандрово. Старожилов, по их словам, калачом не заманишь в каменные джунгли крупного города. Даже помирать в родные места возвращаются. Здешний фельдшер замечает: «Приезжайте с детьми, у нас в лесу – грибы-ягоды кругом». Молодой папаша Михаил с дочуркой на руках проводил нас до дома краеведа Орлова. По пути не упустил возможности уточнить: «Там за бугром – Приволье, дачный поселок. А это все – родное Чандрово. Народу много у нас живет. Даже городские в деревне селятся. А чего еще не хватает для счастья – школа есть, хороший клуб, библиотека, памятник более ста чандровцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны».
Возле часовенки на косогоре мужчина заговорил о рыбалке: «Отсюда рукой подать до двух старинных прудов. Загляните на сайты клуба рыбаков, все подробности узнаете. В свободное время и я там, чаще у плотины, пропадаю. Видите, как загорел на весеннем льду. Знаете, у каждого мальчишки припасена удочка. Летом на берегу всем хватает места».
Видно, и бывший колхозный сад у деревенских на хорошем счету, хотя на приусадебных участках и парники, и пара-другая яблонь, и смородина с малиной. Однако многие сельчане ходят на пологий, обласканный солнцем склон, что между безымянным ручьем и Чебоксаркой, чтобы отдохнуть на природе.
А пенсионерка Прасковья Петровна, увидев вживую корреспондентов, почему-то захотела отвести нас к гнездовью величавых воронов. Птица, кстати, редкая в наших краях. Помните, о черном вороне задушевно пел народный любимец Василий Иванович Чапаев. Эта вольная птица выбрала на жительство лесную околицу деревни Чандрово. Как известно, ей всегда подавай уголок первозданной природы.
В жаркий апрельский полдень петухи расшалились. Им бы за солнышком следить, объявляя побудку, а они вздумали перекричать лесных птах. Такой музыкальный ринг, говорят, на всю весну закатывают, пока птицы по гнездам не разлетятся. Впрочем, против такого «певческого неудобства» даже привередливые отдыхающие не возражают.