Церковь Воздвижения Креста Господня — в просторечии «Красная церковь», «Красная колокольня»… Крестовоздвиженская церковь возвышалась над районом бывшей Винокурни и была единственной в городе (исключение — Введенский собор), на куполах которой до самого конца оставались кресты. Посмотришь издали и не подумаешь, что закрыли ее еще в начале 1930-х годов.
Дальнейшая судьба у церкви была обычная — склады, пекарня, пункт выдачи газовых баллонов… Но уж очень красиво смотрелась колокольня, и все для нее могло бы сложиться по-иному, чем у других церквей, оказавшихся в зоне затопления. В ноябре 1976 года газета «Советская Чувашия» рассказала о «интересном предложении треста «Росреставрация» по установке на новом месте церкви Воздвижения, построенной в начале XVIII века».
Предполагалось: «До заполнения водохранилища подвести под здание и колокольню жесткие металлические рамы. Построить две большегрузные баржи с соответствующими приспособлениями. После затопления водохранилища на проектную отметку к зданию подводятся баржи и затапливаются. После закрепления жестких рам на баржах и соответствующего раскрепления здания церкви, откачивается вода из трюмов затопленных барж, которые всплывают вместе с закрепленной на них рамой и зданием».
Все это «необычное сооружение» должно было быть отбуксировано и установлено «на специально подготовленном фундаменте», то есть на новом месте. Тут главным камнем преткновения стало «после затопления на проектную отметку» — видимо, уже тогда появились разногласия с окончательным уровнем воды в Волге, так что проект так и остался проектом.
И только в апреле 1980 года газета сообщила, что «ведутся работы по переносу из зоны затопления Крестовоздвиженской церкви». Далее говорилось: «Перевезти здание из низменной части города по пересеченному рельефу невозможно. Проектировщики института «Спецпроектреставрация» предложили наиболее простой и дешевый способ — распиловку здания на блоки и их перевозку». Что мы и видим на фотографии. Правда, касалось это лишь здания церкви.
Почему тогда не разобрали на блоки колокольню — непонятно. И стояла она в гордом одиночестве на всем пространстве будущего залива — единственное, что оставалось от старого города. С одной стороны Волга, с трех других бетонные откосы и бетонные же подпорные стенки. А время-то шло.
Эта фотография сделана 31 октября 1980 года. Впереди зима, но это еще полбеды — в декабре должен был поднят уровень воды в Волге.
И снова вспомним слова Алексея Студенецкого о размещении фрагментов исторических зданий в мемориальной зоне: «люди, которым это было поручено, все чаще оглядываются на клин-бабу, способную превратить в строительный мусор любую древнюю кладку…». Скорее всего, так и произошло. По крайней мере, на улице Сеспеля, среди фрагментов старинных городских зданий (а все они были с остатками побелки), можно было разглядеть алтарные окна Крестовоздвиженской церкви и барабан ее купола. Фрагментов колокольни, то есть кладки чистого красного кирпича, не было.
Теперь о месте, которое изображено на первом плане этой фотографии. Где стоит колесо обозрения на обновленной Красной площади, знаете? То самое.
Текст и обработка фотографий Владимира Трофимова
Еще одна красота, которую будущие поколения никогда не увидят. А в 1702 году, когда прихожане несли на постройку церкви может быть последнее из того что у них было , могли ли они подумать как печальна будет ее судьба? Даже от фотографии разрушающейся церкви веет прямо как у Пушкина -«дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» Очень жаль что уже не вернешь
В газете СЧ есть рубрика История г.Чебоксары в фотографиях.ПРЕДЛАГАЮ начать рубрику «Люди помнящие родство». Далеко не в каждой семье есть информация о родословной, но где-то к этому вопросу относятся внимательно. Например в семье Охотниковых есть схема родословной на несколько поколений. Было бы интересно и важно периодически читать информация по предложенной теме. Считаю вопрос нравственно очень важным.
Информация из газеты — «Участник Великой Отечественной войны Георгий Иванович Охотников, принимая памятную награду, тоже вспомнил о фронтовых дорогах, но сначала поблагодарил руководителей столицы республики за оказанную честь и пожелал им успехов в дальнейшей работе на благо Чебоксар. Как рос и развивался город, заслуженный строитель Чувашии Георгий Охотников знает не понаслышке. На войну чебоксарского паренька призвали в 1942 году со студенческой скамьи коммунально-строительного техникума. Был пулеметчиком, прошел Белоруссию, Бельгию, Восточную Пруссию. После Победы вернулся в Чебоксары с полной грудью наград. Сначала окончил техникум, а затем до 69 лет был верен профессии строителя. Руками Георгия Ивановича и его коллег возведены практически все пятиэтажки в районе проспекта Ленина, агрегатный завод, ЗЭиМ и даже памятник В.И. Чапаеву. Трудиться Георгий Охотников начинал мастером, прорабом, а вышел на пенсию с должности начальника государственного архитектурно-строительного надзора исполкома Чебоксарского горсовета. Любовь к своей профессии ветеран передал двум своим дочерям и трем внукам.»===== Сегодня Г.И.Охотников проживает в семье младшей дочери и окружён вниманием и заботой.