В России будут работать 39 госпитальных школ. Уже работают 34 госпитальные школы, а к концу года откроются еще пять — в Барнауле, Волгограде, Ярославле, Челябинске и в Центре имени Блохина в Москве. Напомним: это особые классы в больницах и клиниках, где учатся тяжелобольные дети. Месяцами, а иногда и годами они находятся на длительном лечении. У каждого такого ученика есть планшет. И даже если после операции или из-за сложных процедур он не может покидать стерильный бокс, то через дистант, инструменты электронного обучения обязательно следит за уроком, участвует в работе класса.
— Режим удаленки стал стресс-тестом для всей системы образования. Но для госпитальных школ здесь не было чего-то абсолютно нового, — говорит руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков. — У нас давно отработаны специальные регламенты, в том числе и для режима карантина.
Надо сказать, что несмотря на все продвинутые технологии, общение «глаза в глаза» было и остается самой важной частью работы госпитальных школ. Но пока из-за коронавируса ребята этого лишились — оказались в двойной изоляции. Их не могут посещать ни родители, ни учителя. И это тоже стресс. В таких непростых условиях приходилось работать педагогам: найти контакт со своими необычными учениками через окошко смартфона, придумать интересные уроки и помочь не отстать от программы. Ни один из классов при стационарах не остановил свою работу ни на день.
А начинался проект в 2013 году: его придумали директор Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева академик Александр Румянцев и директор московской школы № 109 академик РАО Евгений Ямбург. Сегодня «УчимЗнаем» — это уже 20 тысяч детей, которые каждый год получают образование в больницах. Это 150 педагогов-тьюторов в Москве, 5000 педагогов-участников проекта по всей России. Пятнадцать из них — лауреаты конкурса «Учитель года» в рамках специального приза.
В вузах открыта магистратура «Госпитальная педагогика». И еще десять стационаров хотят открыть площадки «УчимЗнаем» у себя.
— Когда мы с Александром Румянцевым много лет назад заходили в палаты Детской республиканской больницы, то видели, как больные ребята играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто из них раньше умрет. Смотреть на это было невыносимо, — делится Евгений Ямбург. — Нужно понимать, что для маленьких пациентов возможность продолжать учиться — огромная психологическая поддержка и реабилитация. Это способ не думать о болезни. И даже под капельницей дети тоже хотят сдавать ЕГЭ. Хотят быть такими, как все.
Вот одна из историй в Центре Димы Рогачева. 14-летняя Лиза Петухова из Чебоксар попала сюда с тяжелейшим диагнозом. И в тяжелейшем состоянии. Химиотерапия, лучевая терапия, сложнейшая операция… После — проблемы с движением и речью. Но девочка не сдалась. Она не только боролась с болезнью, но как только стала возможно — начала учиться. Готовилась к ЕГЭ. А еще занималась в радиотеатре, который педагоги устроили в стенах стационара.
У Лизы была мечта: записать сов-местный альбом с любимыми рок-музыкантами — группой «Уматурман». Музыкантам рассказали об этом. И они стали с ней заниматься. Во время записи у школьницы началась ремиссия.
— Состоялась премьера диска: Лиза спела хит «Пусть в мире будет любовь». Зрителями были дети с онкодиагнозами, врачи и педагоги, — вспоминает Евгений Ямбург. — А потом Лиза сдала ЕГЭ и поступила на бюджет в музыкальное училище. Не на льготной основе, а по общему конкурсу. Только представьте: 6 человек на место. И она поступила. Но не это самое главное. Главное — рак ушел! Вот самое яркое доказательство, что обучение в госпитальной школе — мощнейшая реабилитация. Если хотите, педагогическая терапия в помощь врачам.
— Понятно, что дистант никогда не заменит живого общения. Но не использовать этот опыт нельзя, — говорит Евгений Ямбург. — В прошлом году к нам приехали коллеги из Великобритании, в том числе баронесса, которая считается гуру госпитальной педагогики. Она была поначалу настроена очень скептически. Но когда увидела нашу систему, масштаб… Я никогда не забуду. Баронесса построила своих директоров и сказала: «Вот, учитесь у русских — такой системы нет ни в одной стране».
Ксения Колесникова,
«Российская газета»
(печатается в сокращении)