Оригинал фото
Фото Василия Евдокимова и Алевтины Егоровой
Весна 1979 года для Чебоксар была уникальна — будущее Волги в районе города можно было увидеть на «модели», созданной в натуральную величину самой природой.
В начале мая 1979 года газета «Советская Чувашия» публикует статью под заголовком «Большая вода», в которой говорится: «Нынешний уровень паводка, уступающий лишь весеннему половодью 1926 года, позволяет наглядно представить, каким будет Чебоксарское море в первые месяцы после перекрытия Волги. Ведь почти на такой отметке намечено пустить первые машины гидростанции».
Все свои фотографии Василий Евдокимов аккуратно датировал в записной книжке. Нашлось место и для этой: «…06.05.1979. Панорама Чебоксар с востока с красн. церкви». Красная — это одно из названий колокольни Крестовоздвиженской церкви. И красивая была, и сложена из красного кирпича. Фотография сделана с верхней звонницы колокольни.
Вода в тот год подступала к церкви вплотную, но часть улиц Гоголя и Луговой оставались незатопленными. Именно на их пересечении стоит П-образное светлое здание, в котором располагался основной штаб по строительству защитных сооружений зоны затопления, это видно по скоплению техники и рабочих бытовок.
Дальше, по мере приближения к западному косогору, дома все больше скрывались под водой, а ближе к устью Чебоксарки стоял так называемый цыганский поселок — он весь ушел под воду, только крыши виднелись. Словом, все напоминало 1926 год. Граница воды — западный косогор. Справа от Успенской церкви здание Русского драмтеатра, недалеко от дебаркадеров здание Соляной конторы. Соляная контора исчезнет в июне этого года, драмтеатр в сентябре, а к ноябрю 1980 года исчезнут и все строения на переднем плане. Все остальное на косогоре так или иначе сохранится до наших дней.
А вот с набережной картина была несколько иная. «…Только деревья возвышаются над шелестящими струями вешней быстрины. Более четырех километров водного пространства разделяют берега в этих местах», — продолжала свой рассказ газета. Справа вдали высокий песчаный берег, это Сосновка, а полузатопленные крыши домов и высокие деревья — это Приверх (так называлась деревня и вместе с ней многочисленные озера и луга на левом берегу выше по течению).
Жители Сосновки каждую весну минимум на неделю оказывались совершенно отрезанными от города. Это сейчас автобусы Чебоксары — Сосновка ходят по автомобильному мосту через ГЭС, а тогда мост был в далекой перспективе и приходилось ждать, когда пройдет основная масса льда и пассажирские теплоходы (их еще называли трамвайчиками), лавируя между одиночными льдинами, наконец-то откроют навигацию.
Обычный их маршрут был Чебоксары — Торфопредприятие — Сосновка и обратно (приходилось огибать остров), но весной 1979 года они шли по большой воде напрямую в Сосновку. Как и сегодня. Не зря газета заканчивала статью так: «…это самая большая вода за послевоенные годы, и она напоминает, что очень скоро круглогодичное многоводье станет обычным для Чебоксар». Так и случилось. Жалко только, что Волгой с балюстрады любоваться нынче проблематично: за сорок лет деревья на волжском откосе разрослись и скрыли всю эту красоту.
Текст и обработка фотографии Владимира Трофимова
* Звездочкой отмечены здания, сохранившиеся до нашего времени в первоначальном или перестроенном виде.
Рубрика «История в фотографиях» выходит в рамках проекта «Моя Чувашия — вместе строить, вместе жить!», посвященного подготовке к празднованию 550–летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области, популяризации знаний об истории, о сегодняшнем дне родного края и выпускаемого при поддержке Мининформполитики Чувашии.