Часть приведенных выше коррупционных дел была озвучена и на недавнем заседании Комиссии по противодействию коррупции под председательством Главы Чувашии Михаила Игнатьева.
Его участникам доложили, что в минувшем году правоохранительными органами республики выявлено в общей сложности 319 преступлений коррупционной направленности, к уголовной ответственности привлечено 140 лиц — на 12,9 процента больше, чем годом ранее. То есть деятельность по противодействию коррупции стала эффективнее. По информации руководителя Следственного управления СКР по Чувашии Александра Полтинина, в 2018 году было возбуждено 220 коррупционных дел (рост на 58 процентов к году предыдущему). Из них 116 дел по фактам взяточничества.
Цифра:
319 коррупционных преступлений выявлено в республике в 2018 году
Вместе с тем, отметил Полтинин, на протяжении ряда лет фиксируются преступления в сфере бюджетного финансирования, государственных и муниципальных закупок, государственных и других целевых программ. И это свидетельствует «о полном отсутствии системы регламентации и контроля со стороны уполномоченных органов». В том числе четко не регламентированы основания и порядок выплаты премий и стимулирующих выплат руководителям и работникам бюджетных учреждений, органов местного самоуправления.
Очевиден и формальный характер выполнения функций технического надзора по государственным и муниципальным контрактам, связанным с выполнением строительных работ. Практика расследования уголовных дел в этой сфере показывает, что основной способ совершения преступлений — включение в акты выполненных работ ложных сведений об их объемах, куда входит часть работ, которые фактически не выполнялись.
К сведению
По данным МВД по Чувашии, в 2018 году на треть больше выявлено фактов взяточничества, поставлены на учет 3 крупные взятки. Средний их размер составил 95 тыс. рублей. Наибольший — 941 тыс. рублей. По трем фактам (легализация доходов, полученных вследствие коррупционных преступлений) сумма ущерба превысила 4,7 млн рублей.
Должностные лица заказчика, не обладая специальными познаниями в области строительства и проектирования, не могли надлежаще контролировать ход выполнения работ или выявить недостатки на стадии их приемки. Организации же, осуществлявшие на договорной основе технический надзор и строительный контроль, эти функции исполняли безответственно.
В качестве показательного примера руководитель СУ СКР привел обстоятельства по уголовному делу, где фигурант — генеральный директор ООО «КСО «Красночетайская» П. Кандейкин, которому инкриминируются мошеннические действия. По версии следствия, летом 2016 года эта фирма заключила с Минобразования республики контракт на строительство очистных сооружений с канализацией в Саланчикской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. В результате противоправных действий подрядчика бюджету республики причинен материальный ущерб на сумму свыше 1,8 млн рублей. Расследование продолжается.
«Функции технического надзора и строительного контроля по этому контракту осуществлялись КУ «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя, руководителем которой на тот период являлся В. Кандейкин — отец подрядчика», — обратил внимание Александр Полтинин. И подчеркнул: Минобразования уведомило Минстрой о возможном конфликте интересов в связи с родственными связями, однако это обстоятельство оставлено без внимания.
На заседании также шла речь о необходимости наделить Контрольно-счетную палату республики (орган внешнего государственного финансового контроля) полномочиями по осуществлению контроля за расходованием средств местных бюджетов муниципальных образований, для этого нужно внести изменения в законодательство. Пока что таких полномочий палата не имеет, что препятствует эффективному исполнению возложенных на нее функций.
Немалую роль в профилактике коррупционных правонарушений играет качество антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, заметил Глава республики. В них не должно оставаться лазеек для противоправных деяний. Руководитель Минюста республики Наталья Тимофеева отметила, что в минувшем году проведена антикоррупционная экспертиза 2058 нормативных правовых актов и их проектов. «В первоочередном порядке рассматриваются муниципальные нормативные правовые акты, направленные на улучшение ситуации в сфере ЖКХ, совершенствование системы управления объектами муниципальной собственности, муниципальной службы», — сообщила министр.
Сегодня многие коррупционные преступления приобрели латентную форму, стали более изощренными методы их сокрытия.
Особое внимание Михаил Игнатьев уделил сокращению и ликвидации задолженности за аренду муниципального имущества и земельных участков. «Мы очень щепетильно подходим к этому вопросу, обсуждаем его с активами муниципалитетов при подведении итогов социально-экономического развития, поскольку эффективное распоряжение имуществом позволяет значительно пополнять местные бюджеты», — акцентировал он.
Наибольшая задолженность по арендным платежам образовалась в Чебоксарах — 152,3 млн рублей. Кроме того, неудовлетворительная работа в этом направлении отмечена в Новочебоксарске — 37,4 млн рублей, Чебоксарском районе — 8,2 млн рублей, в Мариинско-Посадском районе — 7 млн рублей.
Главам муниципальных образований поручено усилить претензионную и исковую работу, обсуждать этот вопрос с депутатским корпусом. «Отдельные арендаторы не оплачивают долги годами, а вы не предъявляете неустойку. Нельзя без конца разговаривать на эти темы. Нужно принимать волевые решения. Если ваши сотрудники, ответственные за эту работу, недорабатывают, их надо освобождать, принимать тех, кто может работать на результат», — довольно жестко высказался Михаил Игнатьев. И недвусмысленно дал понять на будущее: «Покоя вам не будет…»
Кстати, Денис Васильев, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики задался вопросом: при всей антикоррупционной работе стало ли меньше в республике коррупционных преступлений? «Утвердительно ответить на этот вопрос я не могу», — признался он. Сегодня многие такие преступления прибрели латентную форму, стали более изощренными методы их сокрытия.
В большинстве случаев коррупционеры заранее планируют свои действия, намечают линию защиты на тот случай, если их действиями заинтересуются правоохранительные органы, прокуратура. Поэтому выявление каждого коррупционного преступления — дело трудоемкое. В связи с этим важна прозрачность прохождения государственной и муниципальной службы, замещение публичных должностей в казенных, автономных, бюджетных учреждениях.
Фото 77krsl.dou.spb.ru: По данным СУ СКР по Чувашии, в минувшем году на 62 процента увеличилось количество коррупционных дел, направленных в суд (с 50 до 81), обвинение предъявлено 88 фигурантам.