На встрече с боевыми товарищами воины-интернационалисты вспоминали былое и читали стихи
Солдатские письма домой, подлинные карты мест боевых действий, наградные листы и грамоты, газетные вырезки, многочисленные снимки с сослуживцами на фоне гор и боевой техники и 115 фотопортретов с именами тех, кто не вернулся домой… Такой выставкой мужества, доблести и боевого братства встречал Театр оперы и балета в Чебоксарах воинов-интернационалистов, приглашенных на торжество, посвященное 30-летию вывода советских войск из Афганистана.
Серьезнее, чем в кино
В фойе театра ветераны-«афганцы», кто в военной форме с медалями и наградами, кто в камуфляже или просто в костюмах, приветствовали друг друга и радостно обнимались, словно настоящие братья. Мало кому из них удалось сохранить обмундирование тех лет — так называемую «облегченку»: хлопчатобумажную куртку с открытым воротником, брюки прямого покроя и панаму, один из самых практичных головных уборов в изнуряющую жару.
— На мне сейчас та же форма, что была 30 лет назад, — рассказал корреспонденту «СЧ» Василий Голландцев из Комсомольского района. — Храню ее как реликвию, вот только в последний раз перестарался с порошком: когда стирал, она стала совсем светлой.
В Афганистане Василий должен был обеспечивать связь между подразделениями в любое время суток, одновременно и с Ташкентом, и с Кабулом, с воюющими дивизиями и бригадами, со всеми объединениями войск.
— Как и все мои однополчане, смотрел фильмы «Грозовые ворота» и «9-я рота», где по сюжету из-за отсутствия связи к бойцам вовремя не прибыла помощь. Ну, честно, быть такого не могло, обидно за нашего брата! — возмущен ветеран. — Во всех операциях, как правило, предусмотрены резервные средства связи, нашей задачей было обеспечить ее в любых условиях. Этому уделялось самое строгое внимание. Если радиостанции и выходили из строя, то не из-за боевых действий, обстрелов, главным врагом была жара, которую не выдерживали наши, как бы мы сейчас сказали, «зарядники» — тогда это были тяжеловесные переносные бензоэлектрические агрегаты. Но и в таких условиях мы выкручивались.
К СЛОВУ
На торжестве, посвященном 30-летию вывода советских войск из Афганистана, зал тепло встречал патриотические песни и танцевальные номера. И все же, выступая на сцене с поздравительной речью, члены общественных организаций не могли не затронуть болевые точки сегодняшней жизни ветеранов афганских событий. Говорили о недостаточной социальной поддержке, несправедливо забытых героях и об одиноких отцах и матерях, чьи сыновья погибли. За примером далеко идти не пришлось, на том же концерте по совершенно непонятным причинам в программу торжества не включили выступление представительниц комитета солдатских матерей. И только когда сами ветераны напомнили ведущим, что в такой день просто нельзя не предоставить им слово, прозвучало приглашение. Тамара Бахарева, ее сын погиб в Афганистане, произнесла со сцены простые и важные слова о том, что нужно беречь детей и не забывать родителей, которых война лишила самого дорогого в их жизни.
Ровно 30 лет назад, в тот день, когда по мосту через Амударью выводили советские войска, Василий Германович был на боевом посту и обеспечивал связь на перевалах. О службе в Афганистане теперь кавалер ордена Красной Звезды нередко рассказывает воспитанникам детской спортивной школы в Комсомольском, где работает тренером по гиревому спорту. И, кстати, он лично занимался физподготовкой сына перед тем, как тот отправился служить в ВДВ.
О Голландцевых, старшем и младшем, можно прочитать в книге «По приказу Родины — по зову долга», один из авторов которой Анатолий Агафонов также был среди приглашенных на торжество. По словам Анатолия Герасимовича, из 260 «афганцев» Комсомольского района пятеро не вернулись живыми, двое из них — его бывшие ученики из Полевояушской средней школы, где он когда-то был директором и военруком. В честь павших ребят он и задумал свою книгу о воинах-интернационалистах района.
Боевые братья и сестры
— О том, что в Афганистане военный конфликт, я, конечно, знала, но решение поехать туда приняла, когда услышала от подруги, работавшей в Чебоксарском аэропорту, что в Чувашию стали привозить «груз 200», — поведала свою историю Наталия Максимова, работавшая в годы войны врачом-лаборантом инфекционного отделения в гарнизоне Шинданд. — В первое время мы жили, лечили и спасали раненых в палатках. В день каждому из нас привозили по трехлитровой банке воды — хочешь пей, хочешь мойся. Но, как говорится, трудности закаляют, объединяют. Вот мы с девчонками, встречаясь спустя десятилетия на таких мероприятиях, часто говорим, раз мужчины — боевые братья, тогда и мы боевые сестры.
А на вопрос корреспондента «СЧ», тяжело ли было после всего пережитого возвращаться к мирной жизни, Наталия Николаевна ответила стихами: «Наверное, главное после войны — заставить себя улыбаться, как прежде — вновь видеть красоты земли, жить, снова жить — не сломаться».
Цифры:
9 лет, 1 месяц и 19 дней находились советские войска в Афганистане.
5692 человека, по данным Минтруда республики, было призвано в Чувашии для участия в военном конфликте.
115 чувашских парней погибли, четверо пропали без вести. Лишь у 48 погибших воинов родители еще живы.
3 тыс. воинов-интернационалистов проживают в республике сегодня.
Рады были вновь встретиться сослуживцы-десантники — уроженцы Батыревского района Владимир Якушкин и Сергей Карзанов, которые попали в Афганистан в 86-м году.
— Все было у нас как у всех, так же попадали под обстрелы, — развел руками Владимир Александрович.
Правда, все же припомнил, как довелось охранять королевскую резиденцию Дилькуша президента Афганистана Наджибуллы. Однако самое яркое его воспоминание тех лет — возвращение домой: мама, Нина Ильинична, будто чувствовала, что сын приедет, и встречала его возле дома.
— Сейчас уж нет ее…, — призадумался на мгновение Владимир и расплылся в улыбке. — А у меня ведь внучка недавно родилась, такая радость!
Служба в Афгане, по словам «шурави», научила их быть ответственными и ценить самое дорогое в жизни — семью и родной дом.
Могло и не быть рядом…
А вот супругов Юрия и Минданию Пилипенко Афганистан крепко-накрепко связал.
— Познакомились мы в пригороде Кабула, известном как Теплый стан. Долгое время были просто знакомыми, дружили. Я был заместителем командира полка, а Миндания — заведующей столовой…, — стал рассказывать Юрий Иванович, за плечами которого более сотни боевых выходов.
— Питание, кстати, было неплохим, военнослужащие не жаловались, и гречка была, и картошка, и даже экзотическая кенгурятина, — подмигнув, успела добавить Миндания Минулловна. Красивая и улыбающаяся, она держала под руку мужа, напомнив, что ее могло и не быть сейчас рядом с ним.
— Обстреливали нас часто, но однажды уж очень настойчиво, — посерьезнела она. — В здании, где мы жили, вдруг все полетело с полок, как при землетрясении. Подруга кричит: «Вставай! Бежим!» В чем были, в том и выскочили. Страшно было смотреть на руины, что остались за нами. Такое не забывается…
«Мы помним о тех, кто исполнил свой воинский долг доблестно, геройски!…» — началось тем временем торжество в зрительном зале. На сцену были внесены знамена общественных организаций, объединяющих воинов-интернационалистов. Прозвучали приветствия министра труда и социальной защиты Чувашии Сергея Димитриева, который по поручению Главы республики поздравил воинов-интернационалистов и вручил почетные грамоты и благодарности за труд в сфере социальной защиты ветеранов, инвалидов боевых действий в Афганистане. Традиционно под песню «Офицеры» в исполнении солистов капеллы «Классика» все поднялись со своих мест. Минутой молчания почтили память тех, кто не вернулся с той войны…
Фото из архива редакции: Каждый прошедший через войну в Афганистане хранит в памяти какие-то отдельные эпизоды, запавшие в душу: будь то момент выполнения боевой задачи или время затишья, когда можно было почитать письма из дома.