Как продавец и покупатель стали врагами

Судебная тяжба длится пятый год

Купить жилье несложно, если участники сделки — люди ответственные, так сказать, без «задней мысли» в голове. Ну а если она изначально зародилась у кого-то, обязательно жди больших неприятностей…

Более 5,8 млн гражданских дел по жилищным спорам рассмотрено в 2017 году судами РФ

Договор на миллионы
В нашей истории обе стороны сделки считают себя пострадавшими. А все началось с того, что Елена Долина из Чебоксар решила позаботиться о своем отце и купить ему квартиру в сельской местности, поближе к природе. В городской квартире Николаю Михайловичу было сложно, не ладил с сыном, да еще был неравнодушен к алкоголю. Его супруга (официально в разводе) поддержала дочь, да и сам будущий переселенец был не против смены места жительства.
Как следует из многочисленных судебных документов и адресованных в правоохранительные органы, в 2012 году Елена на сайте недвижимости нашла объявление. Его автор Сергей предлагал купить принадлежащую ему трехкомнатную квартиру в панельном доме в одном из сел (сравнительно недалеко от Чебоксар). Жилплощадь собственник оценил в 330 тыс. рублей, поскольку она была выставлена с земельными участками и хозпостройками. Но при общении с Сергеем и его матерью Илоной Киселевой выяснилось, что земельных участков нет, квартира нуждалась в ремонте. В итоге сошлись на цене в 200 тыс. рублей.
А дальше начинается самое интересное. Если верить Елене, мать продавца проявила живой интерес к финансовому состоянию ее семьи, мол, откуда возьмете деньги, чтобы заплатить за квартиру. Та и выложила ей, что продала отцовскую квартиру в Чебоксарах и за сколько, и даже сберегательную книжку мужа показала, чтобы собеседница не усомнилась в этом.
После этого от Илоны, которая назвалась юристом, поступило «деловое предложение». За проданную отцовскую квартиру, дескать, придется платить налог, но этого можно избежать, если в тот же налоговый период купить другую квартиру за такую же цену — у ее сына. При этом заверяла, что такой договор будет только на бумаге, а на деле квартиру они продадут Елене (участвовала в сделке по доверенности отца), как и договаривались, за 200 тысяч рублей.
Так и появился договор купли-продажи сельской квартиры, составленный Илоной Киселевой, где отчуждаемая квартира была оценена сторонами в 3 миллиона рублей…

Расплата… за доплату?
Елена частями выплатила продавцу 200 тысяч, как и договаривались. Но заселить отца в купленную квартиру не получилось. После госрегистрации договора купли-продажи и оформления прав собственности на Николая Михайловича Сергей отказался снять с квартиры обременение. И под руководством мамы Илоны Киселевой (она представляла его интересы в судах) стал требовать от покупателя оставшуюся «договорную» сумму — 2800 тысяч рублей.
В иске настаивал на том, чтобы эта сумма была взыскана не только с собственника квартиры, но и с его дочери Елены, то есть солидарно. Ведь на ее расчетном счете находились деньги за проданную отцовскую квартиру, о чем истцу было хорошо известно еще до сделки с его собственной квартирой. Правда, суд ему в этом отказал, поскольку Елена была всего лишь поверенной в делах отца, который поручил ей приобрести для него жилье в селе.
Но требование взыскать с ответчика 2800000 рублей признал законным. Эта сумма обозначена в договоре купли-продажи с передачей продавцу после получения покупателем свидетельства о госрегистрации права на квартиру. А это официальный документ, подписанный сторонами добровольно, без какого-либо давления извне.
К тому же ранее в ходе судебного разбирательства на предмет снятия обременения с квартиры истец Елена не оспаривала проставленную в договоре сумму в 3 миллиона рублей. Даже заявляла, что якобы выплатила все деньги, но не представила суду документальное подтверждение. Лукавила, дабы самой не поплатиться за уход от уплаты налога за отцовскую квартиру? Возможно.
Апелляция в Верховный суд республики не помогла. Судебное решение вступило в законную силу, и половину пенсии Николая Михайловича стали удерживать в счет погашения долга за квартиру, которую старый, больной человек, по сути, в глаза не видел. Родственники просили через суд уменьшить вычеты из пенсии — не получилось.
Особый накал судебная тяжба приобрела, когда пенсионер по причине психического недомогания был признан недееспособным, опекуном назначили его жену, которая тоже стала участницей судебных баталий. И уже с нее пытались взыскивать деньги, в том числе расходы по оплате услуг Илоны Киселевой, которая представляла в судах (а их была куча) интересы своего сына. Да, наверное, такое бывает, чтобы близкие родственники помогали друг другу на платной основе… И взыскания производились, правда, не в таких астрономических суммах, которые запрашивались, но весьма существенных для опекуна.
В прошлом году по иску сына Илоны арбитражный суд признал недееспособного Николая Михайловича банкротом. И начался новый виток выбивания денег, теперь уже напрямую с его семейства. Илона Киселева закидала ходатайствами об обеспечении иска финансовых управляющих, а они менялись как перчатки, уходили, проработав два-три месяца. Видимо, не выдерживали накала страстей. Последняя управляющая все же подвела под арест имущество опекуна и Елены. В том числе и банковские счета, куда перечислялись государственные пособия на ее двух несовершеннолетних детей (недозволенный законом вариант), позже этот судебный ляп исправили.
Долины попробовали отбиться от Киселевых, обратившись в этом году в суд с иском о признании недействительной доверенности, которую отец выдал дочери (по распоряжению всем его имуществом), ссылаясь на его психическое нездоровье в момент ее выдачи. Еще в 2013 году, по заключению экспертов, у него уже проявлялось тяжелое заболевание мозга. И соответственно о признании недействительной сделки купли-продажи с применением последствий. Однако суды не нашли для этого оснований.

…И никакого мошенничества
Но и у Илоны Киселевой испортилось настроение — расчет на то, что вожделенные миллионы вернутся к ней и сыну за счет имущества родственников недееспособного Николая Михайловича, не оправдался. Арбитражный суд прекратил процедуру банкротства в отношении него и снял арест с имущества жены-опекунши и дочери Елены, а также с сельской квартиры, которая и стала крупным яблоком раздора. Процедуру прекратили, потому что в определенный законом срок не нашлось нового финансового управляющего, похоже, никто более не желал ввязываться в эту скандальную историю.
С пенсии инвалида много ли возьмешь. Сергей Киселев через суд переуступил право требования долга другому гражданину, и, надо полагать, не бесплатно. Теперь новый взыскатель «наседает» на Долиных, правда, не так напористо, как прежний. Предлагает им отказаться от сельской квартиры, выставить ее на торги и закончить дело миром.
Хотя шансы получить за нее миллионы у нового взыскателя мизерные. Из отчета специализированной фирмы об оценке рыночной стоимости этой квартиры следует, что на середину 2014 года она составила 180 тысяч рублей. Наверное, поэтому Киселевы пытались взыскать долг (если таковой вообще существует) за счет имущества родственников инвалида.
Кстати, Елена неоднократно обращалась в правоохранительные органы (МВД, прокуратуру) с просьбой возбудить в отношении Илоны Киселевой уголовное дело по факту мошенничества. А та, в свою очередь, заявляла, что мошеннические действия планировали Долины, и просила привлечь их к уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Но правоохранители, ссылаясь на решения судов, не нашли «достаточных оснований» подводить под уголовную статью Илону Киселеву, не нашлось таковых и в отношении другой стороны, над которой до сих пор зависают долговые миллионы. В общем, нашли Долины приключения на свою голову, соблазнившись на предложение сэкономить на налогах…

СТАТИСТИКА
По неофициальной статистике каждая 10–12-я сделка с жилыми объектами имеет признаки противоправного деяния с использованием обмана второго субъекта и/или федерального органа регистрации. Квартирные аферы выходят на первое место в России по количеству всех уголовных преступлений. Только в Москве ежегодно жертвами квартирных аферистов становятся до 500 человек.
В год в столице регистрируются 120-150 тысяч сделок, из них 5% с нарушениями законодательства.

Фото с сайта novostroyki-oren.ru: При покупке квартиры надо быть очень внимательным, иначе роскошный дворец может оказаться разваливающейся хижиной…

Опубликовано: 14 августа 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.