Участники программы «Приложение силы» обсуждали, почему в трудоизбыточном регионе наблюдается дефицит кадров
Прямой эфир программы «Приложение силы» был назначен на 9 утра, но приглашенные эксперты в легком волнении стали съезжаться в корпус «А» ЧГУ еще за час до начала, чтобы привыкнуть к обстановке. В студии ГТРК «Чувашия», откуда ток-шоу выходило больше года, началась масштабная модернизация: там меняют не только декорации и камеры, но также все световое и кабельное хозяйство, поэтому создатели программы были вынуждены искать новую съемочную площадку. Ею стал зал ученого совета Чувашского госуниверситета, недавно тоже переживший реконструкцию.
Во дворе корпуса «спрятали» передвижную телевизионную станцию — автомобиль, внутри которого оборудована аппаратная с режиссерским пультом. К 6 камерам, установленным в зале, через окно второго этажа были протянуты кабели, именно отсюда главный режиссер ГТРК Лидия Петрейкина руководила всем съемочным процессом, отсюда же через Интернет подавался телевизионный сигнал. Подготовку к прямому эфиру технические службы ГТРК и университета начали еще в середине июля, и в итоге программа, как говорят телевизионщики, прошла «чисто».
Руководитель дирекции регионального вещания и спецпроектов Общественного телевидения России Сергей Ломакин, который специально приезжает из Москвы вести это ток-шоу, потом объяснил Главе республики и гостям, что для любой телекомпании прямой эфир из незнакомого помещения, да еще и без тракта, приравнивается к подвигу. Трактом на телевидении называют репетицию, а тут никаких предварительных встреч не было — на гостей надели микрофоны и вышли в эфир.
Темой этой программы стало положение дел на рынке труда. На ситуацию решено было взглянуть с точки зрения работодателей, чтобы понять, почему в регионе, который из-за высокой плотности населения считается трудоизбыточным, не хватает кадров. По данным на конец июля, предприятия республики предлагают 18673 вакансии, тогда как число соискателей в пять раз меньше.
В «студию» пригласили представителей крупных предприятий: Дмитрия Соколова, заместителя генерального директора ПАО «Химпром», и Алексея Шурдова, заместителя председателя Совета директоров Чебоксарского электроаппаратного завода. Сферу малого бизнеса представляли руководитель кондитерской «Планета», заслуженный работник пищевой индустрии России Луиза Дроздова и директор научно-производственного предприятия «Автоматика» Сергей Сорокин.
Также гостем прямого эфира стала Марина Блудян, бизнесмен, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Из Администрации Главы республики ей прислали приглашение на участие в ток-шоу и сформировали программу однодневного визита в Чебоксары.
Полушутя она называет себя «девушка-заводчица»: строит свой бизнес на том, что покупает в регионах заводы, которые уже на ладан дышат, вкладывается в них, ищет заказы, увеличивает производительность труда, выводит предприятие в число конкурентоспособных и продает его уже совсем по другой цене.
«Не каждому же дано вести бизнес по-крупному? — спрашивал у Марины Блудян Глава республики уже после эфира за чайным столом. — На встречах с молодежью я часто говорю аудитории, что только 15% способны стать успешными бизнесменами, с этим талантом надо родиться». «А мне кажется, вообще только 2% населения», — вступил в разговор Сергей Ломакин. «Я вас в этом не поддержу, — заявила Марина Анатольевна, — пока не попробуешь — не узнаешь, на что ты способен. Я всегда считала, что открыть свою обувную мастерскую, стоматологический кабинет или небольшой медицинский центр, кофейню, булочную и зарабатывать в месяц где-то 150 тысяч рублей способен абсолютно любой человек. Главное — чтобы в нем было такое стремление. Но в большинстве своем мы очень боимся неудач. Один раз нам по носу дали, и все, мы уже туда не идем, никаких попыток не делаем. А вы посмотрите истории жизни всех успешных бизнесменов: сколько падений у них было, но они поднимались и упорно шли дальше».
Впрочем, разговор под телекамерами тоже был полезным и местами даже острым.
— Очень часто мы слышим новости о том, что то или иное предприятие расширяется, запускает новые производства и увеличивает число рабочих мест, — говорил в эфире Сергей Ломакин. — Но на деле появление новых линий — это настоящая головная боль для владельцев предприятий, потому что невозможно за короткий срок обеспечить их кадрами. И многие вакансии долгое время остаются незанятыми. По данным Чувашстата, до 2014 года численность рабочей силы (здесь и занятые в экономике, и временно безработные) в республике росла и дошла до цифры в 683 тысячи человек. Потом количество работающих начало снижаться, и в 2017 году их осталось уже 626 тысяч. «Сергей Петрович, — обращался ведущий к сидящему в зале министру труда и соцзащиты Чувашии, — это так много людей, почти 60 тысяч, за три года вышли на пенсию или уехали из региона?»
— Сокращение численности населения — это общероссийская тенденция, — отвечал Сергей Димитриев. — С 2006 года количество работающих жителей Чувашии уменьшилось на 50 тысяч человек. При этом растет число пожилых людей: за последние пять лет пенсионеров стало больше на 23 тысячи, что сопоставимо с населением одного муниципального района, растет число тех, кому за 80.
Конечно, сказывается еще и миграция. По данным того же Чувашстата, за пять месяцев этого года из республики уехали в другие регионы 6453 жителя, еще 717 эмигрировали за рубеж. Но это официальные цифры, а сколько людей, не снимаясь с миграционного учета, ездят на заработки в другие регионы? И в первую очередь сельчане, которые не могут найти хорошо оплачиваемую работу в своих деревнях и селах? Глава республики Михаил Игнатьев считает, что этот вопрос в Чувашии уже стал политизированным, хотя с такой «серой» миграцией сталкивается большинство российских регионов:
— То, что наши люди вахтовым методом работают на Ямале, в Сибири или Москве, которая как пылесос высасывает рабочую силу, — это естественный процесс. Но в то же время могу сказать, что жители Чувашии, получив новые производственные навыки, потом возвращаются на родину, многие даже открывают здесь свое дело. У нас нет больших миграционных потоков — в Чебоксарах не работают гости из стран СНГ, как в Москве, например. Да и республика не может и не должна быть закрытой.
— Еще один важный момент — какую зарплату получает работник, — Сергей Ломакин снова обратился к цифрам статистики. — В 2017 году среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила 24 тысячи 529 рублей. По России же она достигла 39 тысяч. Михаил Васильевич, общаясь с жителями Чувашии, (а я уже больше года постоянно сюда приезжаю), часто слышу, что люди хвалят республику, говорят, здесь очень комфортно жить, экология хорошая, местоположение, ситуация с жильем решается, но жалуются на хронически низкие зарплаты. Никогда в жизни не уехали бы из Чебоксар, говорили мне в Москве чувашские врачи, если бы зарплата соответствовала московской. Почему такой существенный разрыв сложился между среднереспубликанским уровнем зарплаты и даже не московским, а среднероссийским?
— Мы от среднероссийских показателей отставали, отстаем и всегда будем отставать, потому что у нас нет природных ископаемых: углеводородов, нефтегазовых скважин, — отвечал ведущему Глава республики. — По итогам прошлого года уровень зарплаты составлял 62% от общероссийских показателей. Наша задача — выйти хотя бы на 70%. Конечно, Москву мы никогда не догоним, для этого «революцию» нужно сделать: перевооружить все фабрики и заводы, потому что только высокопроизводительный труд позволит работодателям существенно увеличить зарплату. Но за последние годы у нас неплохая динамика — рост доходов составил где-то 10%. А если взять инфляцию, то она держится на уровне полтора, ну, может, максимум, два процента.
В эфире речь шла и о том, что предприятиям приходится готовить специалистов под себя, заключать договоры с учебными заведениями, открывать там базовые кафедры или лаборатории. Луиза Дроздова, генеральный директор кондитерской «Планета» говорила о том, что огромная статья расходов ее предприятия — это обучение мастеров, в том числе за рубежом, постоянное повышение их квалификации. «Вы не боитесь, что, став высококлассными специалистами, они уедут в Москву, где зарплата выше?» — спросил ее Ломакин. Та ответила, что еще ни один мастер-кондитер за пределы республики не уехал, хотя никаких договоров о том, что после обучения они должны какое-то время отработать на производстве, с ними не заключается.
«Нам невыгодно учить, — вступила в разговор Марина Блудян, — потому что есть проблемы, связанные с законодательством. Мы не можем ограничить своего работника, потому что закон не позволяет. Ты его выучил, а он ушел. Мы завидуем нашим зарубежным коллегам, которые могут вложиться в человека и получить от него результат, а в нашей стране Трудовой кодекс целиком на стороне работника». И вот здесь обсуждение вышло на то, что удерживать человека на рабочем месте нужно не только зарплатой: ему должно быть интересно в коллективе, он должен чувствовать рост и видеть результаты своего труда. Более того, ему должно быть комфортно жить. «Тут мы переходим к тому, что сами по себе мы существовать не можем, — заявила Марина Блудян, выразительно глядя на Михаила Игнатьева, — важно, как власть обустраивает нашу жизнь».
…«О чем мы будем целый час говорить в эфире?» — немного нервничали гости до начала программы, а на деле получилось: этого времени еще и не хватило, чтобы обсудить все проблемы, связанные с рынком труда, и общение продолжилось уже за чаем в переговорной комнате ЧГУ. Сергею Ломакину новая съемочная площадка понравилась. «Здесь очень интеллигентная атмосфера», — поделился он своими наблюдениями с ректором университета Андреем Александровым, который как гостеприимный хозяин лично встречал всех приглашенных. В сентябре зал ученого совета снова придется переоборудовать под телевизионную студию: в прямом эфире вместе с Главой республики уже другие эксперты обсудят будущее республики. Тема сформулирована так: «Прорыв в 21-й век. Кто его будет делать?»
Ольга Петрова
Фото: Всего за два последних месяца на Чебоксарский завод промышленного литья устроилось более 100 новых сотрудников, и это число увеличивается с каждой новой неделей.