Цивилизация требует искусства и мастерства

О компетентности в инфраструктуре культуры

В Послании Федеральному Собранию Президент России в числе прочего сказал: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом…» В Чувашской Республике развитие этого цивилизационного кода зависит от деятельности Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела. Задачи, которые оно решает, бесконечно разнообразны и сложны. Ежегодно мы слушаем отчеты министерства о работе в истекшем году. В них много положительного и даже приятного. Об этом говорилось на днях на заседании расширенной коллегии. Я же хочу обратить внимание на важные вещи, на то, чего ждал и не услышал в выступлениях.
Ориентиры дают и обобщающие тезисы Послания Главы Чувашской Республики Государственному Совету. Они обращены ко всему народу и, в частности, к работникам культуры, а, значит, и к министерству: «Наша цель — сделать Чувашию сильной, современной республикой, в которой хочется жить и работать! […] Наша прямая обязанность — укреплять позиции республики в экономике и науке, социальной сфере и при этом сохранить свою культуру и самобытность».
Своя самобытная культура — это ведь не только сохранение народных традиций: песни и танцы, костюмы и вышивки, которыми мы гордимся. Своя культура — это и созидание нового в творчестве талантливых мастеров слова, сцены, музыки, кисти, которое в формах профессионального искусства отражает творческий дух многонациональной Чувашской Республики — сильной и современной, в которой хочется жить и работать.
Дух и душу чувашской нации в ее сегодняшнем состоянии воплощает творчество профессиональных мастеров. Это источник, откуда подпитывается и любительское (самодеятельное) искусство, и клубная работа. По достижениям мастеров оценивают в большом мире местную культуру в ряду других современных культур. В течение 20 века в Чувашии созданы и накоплены немалые ценности, сложились свои традиции. О них и надо говорить в первую очередь — что развивается, а что чахнет.
Понимание этого хочется видеть и в обзоре деятельности министерства. Для этого нужны четкие приоритеты и акценты на общественной значимости культурных событий.
На сайте министерства читаем: «Профессиональное искусство Чувашии сегодня — это 6 государственных театров и 3 концертных учреждения». Это узковедомственный взгляд. На самом деле названные учреждения — лишь часть инфраструктуры, материальных и структурных условий для деятельности профессионалов художественной культуры. Профессиональное искусство — это творческая деятельность личностей, творческих союзов и коллективов. Между прочим, при таком подходе министерства из поля зрения вообще выпадает творчество художников, скульпторов, архитекторов, формирующих окружающую нас визуальную картину мира.
В отчете ежегодно преобладают цифры — сколько миллионов и на что потрачено. Видна положительная тенденция — после многолетней скудости, финансирование ремонтов, реконструкций, приобретения оборудования, музыкальных инструментов заметно увеличивается. Это политика государства, и особой заслуги министерства в этом нет. Важно только оптимальное распределение средств.
В целом оно представляется целесообразным. Однако, когда оценка деятельности подведомственных учреждений ставится в прямую зависимость от размера доходов (в инфографике на экране слова министра иллюстрируют кучи золотых «червонцев»), это — моветон, дурной тон в делах культуры. Ведь говорим о духовном богатстве, чурающемся меркантильности в принципе. Пушкин мудро сформулировал: «Не продается вдохновенье», добавляя: «Но можно рукопись продать». Финансовая деятельность в сфере культуры — дело внутриведомственное, не нуждающееся в громких аплодисментах. Да и банкиры знают, что «деньги любят тишину». Тут же ставится задача вместе с ростом доходов работников культуры и искусства «повышать производительность их труда». Что подразумевается под этим?
Главное ведь, вернемся к ориентирам, — сохранение традиций и оценка современного состояния культуры в сильной и современной Чувашии. А для этого надо обеспечивать необходимые условия. Это и «вдохновит», и поддержит творцов культурных ценностей.
А пока наблюдаю, что вопросы, поднятые в недавнем прошлом, легко забываются. Например, на улицах городов появляются новые монументы. Но не доводятся до конца конкурсы на создание проектов важнейших для местной культуры памятников — Якову Ухсаю, Федору Павлову. Не решается вопрос установки памятника Бичурину, конкурс на создание которого завершился почти 20 лет тому назад.
В перечне «событийных мероприятий» не отмечены выдающиеся даты национального музыкального искусства 2017 года: 125 лет композитору и драматургу Федору Павлову, 125 лет композитору и организатору музыкального образования Степану Максимову, 130 лет композитору и дирижеру Василию Воробьеву, 85 лет одному из наиболее выдающихся чувашских художников 20 века Анатолию Миттову.
Судьба Школы-лицея имени Лебедева с интернатом для талантов со всей республики не обсуждается. Его отсутствие катастрофично сказывается на подготовке кадров. Это учебное заведение кардинально важно для будущего музыкального и других видов национального искусства Чувашии.
Рекомендации федерального Министерства культуры о возвращении детских музыкальных школ из муниципального подчинения в ведение Министерства культуры (как было в советской системе) не выполняются. Резко сокращен прием на такие специальности, как скрипка и фортепиано, в музыкальных школах. Это означает, что и ведущие отделения музыкального училища не получат абитуриентов, зачахнет создававшаяся в Чувашии десятилетиями школа инструментального исполнительства. В то же время оркестры не имеют достаточного количества музыкантов.
Беспокоят и вопросы компетентности в инфраструктуре художественной культуры Чувашской Республики. Хочется видеть специалистов с профильным высшим образованием и в отделе «профессионального искусства, образования и народного творчества» министерства. В составе коллегии Министерства культуры нет независимых профессиональных экспертов — искусствоведов или художественных критиков.
Даже в недавно созданный Совет старейшин при Главе Чувашской Республики министерство не предложило кандидатуру из крупных деятелей художественной культуры. Среди ее старейшин Чувашии немало тех, кто вложил свои силы и таланты в ее развитие. Например, таких как художник академик РАХ Ревель Федоров, режиссер народный артист СССР Валерий Яковлев, искусствовед почетный академик РАХ Алексей Трофимов, дирижер народный артист РФ Юрий Васильев, литературовед и критик Юрий Артемьев… Перечень можно продолжать.
Владимир Путин призвал открыть доступ к произведениям искусства из запасников музеев. У нас есть музеи. Базовой основой для этого должна быть научная работа сотрудников музеев, каталоги и исследования. Но наши музеи не имеют фундаментально разработанных каталогов коллекций. Электронные каталоги в Интернете не заменяют таковых, ненадежны. Работа сводится только к проведению выставок.
Наблюдая наступление массовой культуры, подменяющей высокие достижения культуры легкими развлечениями для отдыха и «расслабления», известный философ 20 века Ортега-и-Гассет сказал: «Цивилизация — не данность и не держится сама собой. Она искусственна и требует искусства и мастерства. Если вам по вкусу ее блага, но лень заботиться о ней… плохи ваши дела. Не успеете моргнуть, как окажетесь без цивилизации».

Михаил Кондратьев,
музыковед, доктор искусствоведения

Опубликовано: 7:34 20 Март 2018 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Очень актуально высказывание профессора относительно того, что дух и душу нации воплощает творчество профессиональных мастеров искусства. Эта именно та проблема, котора наиболее остро ощущается сегодна в чувашской культуре. В потоке низкопробной самодеятельности не просто выхолащивается, а зачастую вообще остается за бортом государственной поддержки профессиональное чувашское искусство. По большому счету, это вопрос приоритетов и ориентиров, о чем и говорит профессор. Зная, что М.Г. Кондратьев не просто современный и глубокий исследователоь искусств, но и советник Главы республики, хотелось бы, чтобы к его мнению прислушались и учли в дальнейшей культурной политике республики, чтобы его привлекали к формированию и определению приоритетов в нашем искусстве, а также к последюущей экспертной оценке творений наших мастеров кисти, слова, музыки и т.д. Не нужно зацикливаться на псевдонародных эрзац-подделках.

  2. Удивительно точная, глубокая характеристика состояния культуры в Чувашской Республике! Это состояние можно определить словом «кризис». На фоне эффектных лозунгов, отчётов, пышных проектов и ничего не значащих цифр вырисовывается удручающая картина, когда подрываются основы развития культуры в Чувашии через игнорирование проблем профессионального образования, невнимания к ряду видов творческой деятельности, непонимания ряда глубинных проблем. Одна из этих проблем – непрофессионализм в сфере управления культурой и игнорирование мнением профессионалов и мастеров в сфере культуры и искусства. Представленная картина вызывает чувство глубокой безнадёжности именно потому, что она охватывает все сферы культуры и основана на достоверном и компетентном анализе. Но хорошо, что в Республике есть человек, так знающий данную проблему и обладающий авторитетом и смелостью в высказывании правды. Будем надеяться, что слова будут услышаны, и будет резонанс, ибо теперешнее состояние грозит утратой национального кода и постепенному закату цивилизации через отказ от приоритетов мастерства и непонимания роли искусства в культуре.

  3. Очень своевременное и актуальное выступление М.Г. Кондратьева, дающего объемную картину состояния культуры в Республике и картину далеко нелицеприятную для местных чиновников. В ряду различных вопросов, автор статьи затрагивает важнейшую цивилизационную проблему воспитания профессионалов, без которых развитие высоких форм современной культуры и искусства невозможно. А вот с этим как раз в Чувашии в последние 10-15 лет сложилась катастрофическая ситуация. Не могу судить о всех областях, но что касается музыкального профессионального образования – это абсолютно точно. Престиж профессии музыканта, музыкального педагога резко упал не только по сравнению с советским прошлым, но даже в сопоставление с тяжелыми девяностыми. Могу судить по уровню контингента поступающих в музыкальное училище. Уникальная трехступенчатая система профессионального музыкального образования, созданная выдающимися представителями русской музыкальной культуры 19 начала 20 веков, сегодня разрушается на корню (а ведь о ее сохранении сравнительно недавно говорил президент В. Путин). Речь, в частности, идет о планах введения платного обучения в музыкальных школах, сокращения в них отделений предпрофессиональной подготовки. Спрашивается – а многие родители в Чувашии, с ее одним из самых низких уровней доходов населения в Поволжье, смогут ежемесячно платить полторы – две и более тысяч рублей в месяц? Особенно это губительно для сельских районов республики, где зарплаты еще ниже. Получается, социальные рамки музыкального профессионального образования рискуют необратимо сузиться. Из доступного оно неизбежно превратится в элитарное. И это государственная политика? К чему это приведёт через несколько лет, как говорится, и ежу понятно. Уже сегодня значительная часть поступающих в Чебоксарское музыкальное училище не соответствует требованиям государственного стандарта. Часто это просто люди с «улицы», не имеющие начальной музыкальной подготовки, а порой случайно забредшие персонажи, с которыми потом преподаватели мучаются все четыре года. Но что делать, приходится брать. «Ручейки» из ДМШ и ДШИ, подпитывавшие музыкальное училище безнадежно и стремительно усыхают. Это происходи еще и потому, что родители, зная о реальных доходах музыкантов-педагогов, просто не хотят отдавать детей после школы в музыкальное училище – нет социального оптимизма по поводу их материального будущего. Падение уровня среднего звена по цепочке сказывается и на высшем музыкальном образовании. Вот и весь цивилизационный код. Чувашская земля богата талантливыми, музыкально одаренными ребятами, однако без серьезной государственной поддержки рассчитывать на успех в деле реального, а не показного развития музыкальной культуры, культурного роста в целом говорить не приходится. Но, по-видимому, власти от культуры это не особо волнует. Ведь реальная работа в этой области требует ежедневных и длительных усилий и, что особенно важно, регулярных и серьезных финансовых вложений. Намного проще провести какой-нибудь очередной фестивальчик, пригласив пару-тройку знаменитостей, кинув на это кругленькую сумму, отрапортовать в вышестоящие инстанции и дело с концом.
    Сейчас на телевидении популярны различные политические шоу. Не так давно на одном из них, в связи с вопросом о Прибалтике, было замечено, что через пару десятилетий прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва) могут превратиться в государства – призраки. Территория останется, а население исчезнет. Напрашивается аналогия: если так и дальше пойдет дело в сфере чувашского музыкального профессионального образования, оно рискует превратиться в такой же призрак – понятие останется, а профессионалы «вымрут».

  4. М.Г. Кондратьев языком владеет неплохо, но мыслит он категориями прошлого века, архаизм и постоянное кивание на то — как раньше в музыкальной культуре Чувашии всё было замечательно, а сейчас плохо, уже не убеждает. Это напоминает обычное стариковское брюзжание. За последние десять лет в культуре Чувашии сделано очень много, только Кондратьев не хочет это замечать…

  5. Retrograd1905, вместо того, чтобы оскорблять академика, может попытаетесь задуматься над его словами и осмотреться по сторонам….

  6. Глубокоуважаемый Михаил Григорьевич!
    Огромная искренняя благодарность Вам за статью. Полностью согласна со всеми аргументам и выводами. Хочу присоединить, так сказать, свой «крик души», высказав собственное мнение о неподобающем отношении, особенно в последние годы, к культуре в нашей республике! Я сама «продукт» отечественной системы музыкального образования — 8 лет я проучилась в музыкальной школе, 4 года в музыкальном училище и 5 лет в консерватории, а после этого уже более 40 лет жизни отдала музыкальной педагогике.
    Дорогие господа чиновники! Знаете ли вы, что практически с самого начала своего становления советское государство всегда находило деньги на музыкальное образование. Первая музыкальная школа в Чувашии была открыта в 1920 году, когда в стране еще шла гражданская война, в тяжелейшем для страны 1943 году в ней уже возобновились занятия, никогда и никто не покушался на сокращение учебных планов, сроков обучения ни тогда, ни в «голодные» 90-е годы. А в 2017-2018 году мы устали от вашего монотонного «нет денег», «сокращайте учебные планы», «хватит, чтобы в школе дети учились 3-4 года» «это дорого», «зачем эти излишества». Да откуда вам-то это знать! Что вы понимаете в музыкальной педагогике, вы – «эффективные менеджеры»! Очень сомневаюсь, есть ли у вас хоть какое то понимание, что такое искусство, ходил ли кто-нибудь из вас хотя бы в детстве в музыкальную или художественную школу.
    Разве в нашей республике уже нет острого дефицита музыкальных кадров? Разве наша молодежь после окончания консерваторий не остается в других городах, а возвращается на малую родину? Благодаря вашему «эффективному управлению» вы сравняли зарплату педагогов школ искусств и училища, оркестрантов и хористов с зарплатами сторожей и дворников – и хотите после этого, чтобы талантливая молодежь выбирала музыку своей профессией? Разваливать то, что создавалось трудом нескольких поколений у вас получается превосходно, а о том, что будет потом, вы даже не задумываетесь. Из-за вашей дремучей некомпетентности вместо искусства кругом одна показуха и профанация.

  7. Глубокоуважаемый Михаил Григорьевич!

    Огромная искренняя благодарность Вам за статью. Полностью согласна со всеми аргументам и выводами. Хочу присоединить, так сказать, свой «крик души», высказав собственное мнение о неподобающем отношении, особенно в последние годы, к культуре в нашей республике! Я сама «продукт» отечественной системы музыкального образования — 8 лет я проучилась в музыкальной школе, 4 года в музыкальном училище и 5 лет в консерватории, а после этого уже более 40 лет жизни отдала музыкальной педагогике.

    Дорогие господа чиновники! Знаете ли вы, что практически с самого начала своего становления советское государство всегда находило деньги на музыкальное образование. Первая музыкальная школа в Чувашии была открыта в 1920 году, когда в стране еще шла гражданская война, в тяжелейшем для страны 1943 году в ней уже возобновились занятия, никогда и никто не покушался на сокращение учебных планов, сроков обучения ни тогда, ни в «голодные» 90-е годы. А в 2017-2018 году мы устали от вашего монотонного «нет денег», «сокращайте учебные планы», «хватит, чтобы в школе дети учились 3-4 года» «это дорого», «зачем эти излишества». Да откуда вам-то это знать! Что вы понимаете в музыкальной педагогике, вы – «эффективные менеджеры»! Очень сомневаюсь, есть ли у вас хоть какое то понимание, что такое искусство, ходил ли кто-нибудь из вас хотя бы в детстве в музыкальную или художественную школу.

    Разве в нашей республике уже нет острого дефицита музыкальных кадров? Разве наша молодежь после окончания консерваторий не остается в других городах, а возвращается на малую родину? Благодаря вашему «эффективному управлению» вы сравняли зарплату педагогов школ искусств и училища, оркестрантов и хористов с зарплатами сторожей и дворников – и хотите после этого, чтобы талантливая молодежь выбирала музыку своей профессией? Разваливать то, что создавалось трудом нескольких поколений у вас получается превосходно, а о том, что будет потом, вы даже не задумываетесь. Из-за вашей дремучей некомпетентности вместо искусства кругом одна показуха и профанация.

  8. Спасибо автору статьи за смелость! Вопиющая некомпетентность руководителей всех уровней привела музыкальное образование республики к тупику! Боюсь, что уже и «точка невозврата» пройдена. Сколько было сказано слов на совещаниях разных уровней о необходимости если не создания спецшколы для одаренных детей, то хотя бы недопущения сокращения количества обучающихся по предпрофессиональным программам учащихся музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств республики. Вся нормативная база очень грамотно и подробно разработана в Минкульте РФ, отданы все соответствующие распоряжения. Но нашему руководству никто не указ! Единственная школа, в которой пока ещё не сократили чудовищно учебные планы, это — «Первая музыкальная». Чего это стоило коллективу преподавателей школы! Но меч Бухгалтерии, которая считает возможным вмешиваться в «святая святых» учебного учреждения — учебный план, ничего в нём не понимая, вознёсся и над школой, которой без малого 100 лет.
    Некомпетентность, как известно, идет всегда рука об руку с безответственностью. Знают ли «горе — руководители» кто и как формировал музыкальную культуру республики? Догадываются ли, почему нынешним лучшим её молодым представителям даже в голову не придет возвратиться на свою родину? И дело, конечно, далеко не в деньгах. Нынче в республике профессионализм не в почёте. Чтобы его оценить, нужно что-то в нём понимать. А чтобы понимать, нужно много лет этому учиться… Ну или хотя бы захотеть понять.
    Меньше всего хочется «брюзжать». Может быть, пока ещё не всё потеряно, стоит попробовать провести «Круглый стол» с участием всех заинтересованных лиц, учреждений, структур. «Первая музыкальная» могла бы это организовать. А что нам терять? Хуже уже не будет.

  9. Среди специалистов художественной и музыкальной культуры давно обсуждаются поднятые М.Г. Кондратьевым проблемы, и есть общее мнение, абсолютно совпадающее с его высказываниями. Специалист с высочайшим авторитетом, автор многих монографий и статей, востребованных не только в стране, он глубоко понимает сложившиеся в культуре Чувашии обстоятельства.
    А ситуация в культуре такова, что надежда, которая говорит разуму, что «худшего уже не может быть», каждый раз обманывает. И вот, мы уже подчиняемся чиновникам, которые к ней не имеют никакого отношения. Их суждения поражают невежеством, а самомнение граничит с наглостью. Где же специалисты? Одни уволены, другие, боясь лишиться работы, – безмолвны. Однако большая часть деятелей искусства едина во мнении, что «точка невозврата» уже достигнута и пора эту ситуацию решительно менять.
    Коснись музыкального и художественного образования – находим сокращение часов по специальности, снижение качества обучения и на фоне этого отчеты-рапорты о невероятных достижениях. Но, если вы любите живую музыку, то будете страдать, слушая в наших оркестрах группу медных духовых. Если вы любите балет, то прима-балерина огорчит вас на восьмом фуэте. Одна радость – вокалисты. А что же мы находим на художественных выставках? Сотни пейзажей, десятки натюрмортов разных авторов, написанных как будто одной рукой. При этом половина из них «добились» почетных званий.
    В музейном деле дошли до того, что просто упразднили должности заместителей по науке. На первое место в их «миссии» уже можно поставить не хранение и исследование, а развлекательно-образовательную функцию. Они постепенно заменяют Дома детского творчества. Хотите поклеить-полепить-порисовать, повырезать из дерева – пожалуйста! Да и то сказать, так проще жить, а главное, есть чем отчитаться перед министерством. Факты профанации профессионального искусства можно перечислять бесконечно. Это касается и композиторского, и поэтического творчества. Эстрада, кото-рая также могла бы быть представлена достойно, во многих случаях до неприглядности низкого качества.
    Конечно, мы надеемся на то, что встанут во главе министерства (не последнего в иерархии государственных институтов органа), а вслед за ним и городских отделов культуры, люди со знаниями и высоким профессионализмом, с совестью и подлинным чувством любви к своему народу. Они возглавят в министерстве отделы профессионального искусства, общественные советы, коллегии и комиссии. Люди, способные остановить поток негатива в Республике пока еще есть.

  10. Вот был журнал «ЛИК». Публиковались русскоязычные писатели, переводы на русский чувашских писателей. Вопрос: где он?

  11. А «ЛИКа» больше нет, его закрыли. Как закрыли когда-то газету «Сцена Чувашии». Правильно, зачем они? Зачем нам какие-то республиканские издания о культуре, да еще и русскоязычные, это же перевод бюджетных средств! К слову, там печатались не только писательские тексты, но и работы о спектаклях, выставках… Но это никому не нужно! Зато какая высококлассная отчетность (боже мой, сколько «простыней» приходится исписывать по разным поводам), дескать, Чувашия — пилотный регион по всем показателям. Для наших главное — чтобы бумажечки были ровненько заполнены, каждая циферка в своей клеточке, а то, что мы в своей республике воспитываем быдло, никого наверху не волнует. То, что молодежь, приезжающая из деревень, представления не имеет о том, как культурно богата наша Чувашия, сколько талантливых артистов, актеров, художников, писателей, композиторов… На это наплевать! Что творится в Чебоксарской музыкальной школе №1 им. Степана Максимова! Старейшая школа в СТРАНЕ, не только в Поволжье, празднует 100-летие «со слезами на глазах». Своеобразная Мекка музыкального образования Чувашии, в которой что ни педагог — то выпускник консерватории, воспитанники которой — цвет музыкальной России и зарубежья, тает на глазах. Сокращаются нагрузки, набор детей и, как следствие, зарплата педагогов. Боже мой, а что там за мастера работают! Каждому из них нужно поклониться в ноги! Наверное, Степан Максимов и Федор Павлов смотрят на все это и сгорают со стыда за свою нацию. Все, что делали эти и многие другие умнейшие люди, что строили во благо светлого будущего Чувашии, горит синем пламенем. А вот нам, нынешним «умным, не стыдно, ну ни капельки! Надо бы снова одеться в лапти, чего уж.

  12. Браво,Михаил Григорьевич!!! Спасибо, что подняли эту давно обсуждаемую среди чувашской интеллигенции наболевшую проблему. Профессионалам ясно, как дважды два четыре, что долгая дорога к профессии музыканта начинается ни в консерватории, ни в училище, а в музыкальной школе. К сожалению, это категорически не хотят понимать в министерстве и в отделе культуры города Чебоксары, куда музыкальные школы до сих пор относятся. Там нужны бесконечные отчеты о конкурсах, проектах, концертах. Это привело к тому, что педагоги носятся со своими учениками по конкурсам, пишут проекты и изобретают все новые и новые программы. В результате полноценный планомерный учебный процесс давно никого не интересует. А как быть с неконкурсными детьми, которых большинство? Кропотливая методическая работа с ними не ценится совсем. Главное, подать как можно больше лауреатов.
    Музыкальным школам предлагается сократить срок обучения, количество часов по предметам, увеличить количество детей в группах! Как можно развивать слух на сольфеджио при наполняемости 18 человек в группе. Уважаемые чиновники и главные бухгалтеры, почитайте методику преподавания сольфеджио! Какую культурную нацию мы вырастим, если не останется даже 40 минут в неделю на музыкальную литературу — единственный предмет, который развивает культурный кругозор ребенка! О часах на чувашскую музыку не идет и речи! А пианисты после предлагаемых трех лет обучения по окончании школы будут играть не Баха и Бетховена, а «Жил-был у бабушки серенький козлик!» Если школе предлагается принимать в 1 класс на предпрофобучение в среднем только около 25 человек, а остальных только за деньги, остается только догадываться сколько из них доучится до выпускного класса! Дело дошло до того, что в ДМШ №1 упразднили должность завуча по учебной работе, заменив ее на должность заместителя по общим вопросам, где работает человек, не имеющий не только высшего, но и среднего профильного образования. И это, к сожалению, не первоапрельская шутка!

  13. Такой тоски еа сердце не было очень давно. Все правда, и Михаил Григорьевич очень корректно все изложил. Моя дочь заканчивает в этом году 7 класс музыкальной школы, специальность фортепиано. В сентябре убрали второй час специальности, сольфеджио 40 минут, музыкальная литература 20. Про аккомпанимент, ансамбль речи нет. Какая программа обучения? И это по всему городу. По количеству детей обхват есть, по качеству?????
    Никто из педагогов не знает, что ждать в новом учебном году. Насколько мне известно, многие ждут сокращений. А что дальше??? Можно все закрыть, сократить, всех уволить.. Очень печально. Такого не было даже в безденежные 90 годы

  14. Для продвижения самобытной чувашской культуры необходимо создавать новые отрасли в Чувашии: кинематограф, производство компьютерных игр, 4K телевидение и т.п. Это и заработком творческих работников обеспечит и новые рабочие места создаст.
    Необходимо готовить в Чувашии арт-менеджеров , продюсеров, которые смогут обеспечить финансовую подпитку отрасли, и продвинуть на международный рынок творения чувашских мастеров культуры.

  15. Что-то в последнее время столько экспериментов в образовании и культуре…И совсем немного положительных результатов, а от большинства выть хочется. Очень грустно, когда с музыкальной школы приходит сын и говорит, что может быть в следующем году не будет оркестра и сократят часы по др. предметам. А дочь переживает о том, что может уйдёт ее любимый педагог по специальности. Такое чувство, что разваливается не просто дополнительное образование, а то что действительно затрагивает сердце и душу, то, что способно воспитать нравственность в человеке и влиять на понимание добра и зла.
    Чему можно научится за такие сокращённые уроки или их отсутствие? Учиться в художественной и музыкальной школе…это не кроссворды угадывать между остановками, прибегая к помощи интернета, а большой труд, который требует времени, сосредоточенности и усилий. И без помощи педагогов никуда! Именно хорошие педагоги научат и технике игры,и помогут увидеть изюминку в картине или музыкальном произведении, а значит научат передавать это сокровенное другим ,затрагивать сердца людей. Такие дети вырастут с правильным взглядом на культуру и смогут стать хорошими помощниками в этом вопросе следующему поколению.
    А какую музыку мы хотим слушать и какие картины мы хотим видеть…лет через 10, наверное, без души и пустое, если такие решения сейчас принимаются. Ведь наше будущее строится из принятых сегодня решений.
    Из своей жизни…Возвращаясь с занятий, по дороге домой, с дочерью проходим мимо одного кафе и часто видим детей лет 11-15 большими компаниями, вызывающе себя ведущими. Дочь меня спросила:» А почему они здесь всё время торчат? За это время сколькому можно научится…» А потом добавила:» Играть на фортепиано, рисовать…это ведь так интересно». Почему она любит всем этим заниматься? Эту любовь ей привили наши дорогие школы доп. образования, наши дорогие педагоги. А как им привить эту любовь к искусству, если не научить его понимать. А чтобы понимать нужно время и учитель.
    Другой пример: пошли с детьми в театр. После представления сын возмутился поведением молодых людей, которые, судя по поведению, не понимали оперу и им глубоко не интересно. Почему мои дети, которые намного младше внимательно слушали и следили за происходящим на сцене?! Ответ прост… педагог по слушанию музыки разбирала историю написания, либретто, показывала отрывки оперы, попросту говоря, вызвала глубокий интерес. А как это сделать за 20 мин?
    Сольфеджио…совсем не лёгкий предмет. Это основа и на ней строится музыка. Есть законы, правила, исключения…Это особый язык. Ведь ни у кого не возникает сомнений в том, что русский язык необходим и его нужно знать и уделять ему достаточно времени. Какие же будут музыканты если не будут знать язык музыки или говорить на этом языке по слогам?!
    Не отбирайте эту радость у нас и наших детей! Дайте детям учиться не ради галочки, а радоваться тому, что через их руки рождается действительно стоящее, близкое к профессионализму.

  16. Я тоже благодарна Михаилу Григорьевич, что поднял актуальную тему состояния культуры и искусства в Чувашии. Я также согласна со всеми высказываниями предыдущих авторов. Это крик души! А я хочу поделиться удручающим впечатлением, сложившимся у меня после поездки на днях в районы и просмотра выступлений детских коллективов народного творчества. Дети выступали в рамках республиканских смотров-конкурсов, традиционно проводимых Республиканским центром народного творчества Минкультуры Чувашии. Поскольку конкурсы проводятся не эпизодически, а через каждые 2-3 года, можно проследить динамику развития того или иного вида творчества. Так вот, хочу сказать: развития нет, идет регресс! Из года в год уменьшатся не только количество участников конкурсов, но и качество выступлений коллективов. Лучшие специалисты уходят, в том числе из-за низкого уровня оплаты труда и бесконечные унижения со стороны чиновников от культуры. Недавно мы гордились традиционно массовыми и развитыми видами творчества: хоровым, фольклорным, танцевальным. А сейчас? Самое главное, во время просмотра конкурсных программ порой становится стыдно критиковать руководителей коллективов за качество выступлений. Потому что многие из них работают на 0,5 и 0, 25 ставки! Где стимул? Что с них требовать! К тому же они часто вывозят коллективы на конкурсы на свои мизерные деньги и уже не просят у чиновников ничего. Люди доведены до такого положения. Из года в год идет сокращение работников культуры, это названо красивым словом «оптимизация». Таким образом за счет высвободившихся денег повышают оставшимся работникам культуры зарплату. А другого способа у наших чиновников нет! Ведь сказано с высокой трибуны «поднять работникам культуры зарплату!». Так и выполняем… Недавно работники одного из районных домов культуры мне с болью поведали, что несмотря на мизерное количество специалистов, оставшихся в районе после очередной оптимизации, рекомендовано сократить еще 2-3 единицы. Куда мы идем? Работники сельских клубных учреждений унижены ничего не понимающими в культуре чиновниками, которые видят в них в первую очередь техничек и дворников, убирающих мусор на территории поселения, а потом уже «хотим зрелищ» типа низкопробной чувашской эстрады. Считаю, пока культурой будут руководить чиновники, целью которых является лишь угодить вышестоящим органам и создавать видимость бурной деятельности, ничего к лучшему не изменится. Это пишет вам человек, работающий в сфере культуры более 35 лет.

  17. Нда-с!!! Шестнадцать лет назад мне пришлось навсегда уехать из Чебоксар в Москву. Причина банальна — не пришёлся «ко двору», потому что не умею лебезить и говорю правду в лицо. В общем, выжили меня из Чувашии. Прочитав статью уважаемого М.Г. Кондратьева и комментарии к ней, пришел к выводу, что всё, что ни случается — всё к лучшему. Всяко — в моём случае.

  18. Были вчера на открытии XXII Международного балетного фестиваля. Как всегда, он открылся с приветствия официального лица самого высокого ранга от Минкультуры Чувашии. Хочется это лицо «обнять и плакать». Мариус Иванович, несомненно, сделал бы это вместе с нами. Жаль, мало было настоящего балета, посмотреть который и собрался полный зал ценителей высокого искусства.

  19. Позор, позор и еще раз позор Минкультуры Чувашии. Сборище дилетантов, присевших на сладенькие места из желания удовлетворить свои амбиции (и, если повезет, хоть чего-то материального урвать). Хамское отношение к специалистам в области музыкального, изобразительного искусств, к специалистам в области музейного и библиотечного дела.
    Вы бы видели какие из себя они приезжают в учреждения на встречи с рядовыми сотрудниками, да и с руководителями. Пренебрежительное отношение, давят на то, что «держитесь за свои места» и не вякайте, Превращают своим поклонением ЦИФРАМ все учреждения культуры в Сельские Дома Якобы Культуры. Где цель — нагнать народу на массовое мероприятие, запечатлеть это дело на камеру и отчитаться.

  20. Насчет журнала «ЛИК»… После закрытия журнала «Лик Чувашии» потом, в 2005 году, был основан (по инициативе в то время министра печати – или культуры? – П.С. Краснова Издательским домом «Хыпар» был создан журнал «ЛИК» (главный редактор А.П. Леонтьев). Ну ладно, в 2007 году он был передан другому Издательскому дому. Но в то же время одновременно выходили и «ЛИК», и новый альманах «КИЛ». Сосуществовали нормально. Сейчас и того, и другого нет!!! Говорим о дружбе народов, а где печататься русскоязычным (не только русским, заметьте!) литераторам???

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.