С легким иноземным акцентом

Гала-концерт. Татьяна Гарькушова (Нижний Новгород) и Роман Муравицкий (Большой театр). Фото Евгения ДОБРЫНКИНА ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА ОПЕРЫ НАШИ АРТИСТЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ЙОШКАР-ОЛУ И ПОРЕЦКОЕ

Шезлонги и кабинки для переодевания, золотой песок и фонарики вдоль побережья, призывно мигающие во тьме итальянской ночи. Как вы думаете, что бы это могло быть? Пляжный пейзаж в пятизвездочном отеле? Не угадали! Премьерой оперы-буфф Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» в Чувашском театре оперы и балета зажегся XXV Международный оперный фестиваль имени Максима Дормидонтовича Михайлова.
Уже с увертюры, ловко обыгранной постановщиками, публика попадает в царство куража и «беспробудного» веселья. Исполнители словно не воспринимают происходящее всерьез. Под симфоническое благозвучие в лучших традициях XIX века деревенский винодел Неморино, не моргнув глазом, грубо топчет виноград в бочке. У молодой светской дамочки Адины, еще секунду назад осыпавшей парня томными взглядами, буквально волосы дыбом встают. Дескать, как мне мог понравиться этот неотесанный мужлан? Герои сразу берут зрителей в оборот своей живостью, непосредственностью и кажущейся спонтанностью действий. Каждая мизансцена у них – как по маслу, а шутки будто «выстреливают» сами собой.

Китайские солисты Сунь Лу и Лю Иньлун выбрали для Гала-концерта труднейшие русские арии и исполнили их на языке оригинала. Так что монолог Марфы из «Царской невесты» и Песня Левко из «Майской ночи» Николая Римского-Корсакова звучали с легким иноземным акцентом.

С двумя составами наших солистов и хором поработала талантливый московский режиссер Элла Фейгинова, вовлекшая их в бодрящий микст из комедии, мелодрамы и сказки. Лекарь Дулькамара, изначально представленный не более чем шарлатаном и «вешателем лапши на уши», наделен в спектакле поистине магической силой и поставлен во главу угла. В воплощении Андрея Николаева и Константина Москалева он – эдакий Гудвин, великий и ужасный, с ящиком Пандоры подмышкой, который, однако, не прочь и покутить, и за прехорошенькой девицей приударить. Внутри него борются два характера: балагур, беззаботно шагающий по городам и весям, и вершитель судеб с грозным лицом. Его воле подчинены все – и Адина (Татьяна Прытченкова и Татьяна Тойбахтина), и Неморино (Иван Снигирев и Сергей Кузнецов), и самовлюбленный до ужаса, передвигающийся исключительно по красной ковровой дорожке, под дождем из лепестков роз сержант Белькоре (Сергей Алексеев и Иван Николаев), и обольстительная экономка Джаннетта (Ольга Вильдяева и Елена Соколова). Даже оркестр под руководством Ольги Нестеровой словно околдован чародеем.
Сценография Валентина Федорова родилась на стыке двух миров. В ничем не примечательную действительность с виноградниками под палящим солнцем вихрем врывается завораживающая мистерия с древом познания, таинственным сосудом, переливающимся всеми цветами радуги, и настоящим автомобилем! Невозможно вдоволь наглядеться на костюмы московской художницы Нины Федоровой. Сценическое действо сравнимо с красочным дефиле, где каждый наряд эксклюзивен, и неважно, солист перед нами или артист хора. Уже 6 декабря оперу увидят в Йошкар-Оле на фестивале «Зимние вечера».
Разительный контраст – сумрачный, будто глядящий в душу «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, где главные партии исполнили звезды «Геликон-оперы» Елена Михайленко и Максим Перебейнос, а также очень востребованный ныне тенор из Большого театра Максим Пастер. Оркестр в этот вечер был во власти маэстро из Красноярска Анатолия Чепурного. Концерт «Четыре короля оперной сцены» превратился в захватывающий экскурс в мир вокального искусства (каким его создают мужчины).
С оркестром театра выступили тенор из Бразилии Георг Эннарис, баритон из Санкт-Петербурга Владимир Целебровский, бас из Екатеринбурга Олег Бударацкий и обладатель контратенора, самого уникального тембра в мире, Василий Хорошев из Швейцарии. Каждому из них рукоплещут лучшие залы Европы и Америки, Африки и Австралии.
Труппа Нижегородского театра оперы и балета имени Пушкина, давно ставшая нашим творческим другом, показала моцартовский зингшпиль «Так поступают все» с оформлением чебоксарского модельера Игоря Дадиани.
В Гала-концерте пели солисты ведущих театров Москвы. Среди них Татьяна Печникова (Новая Опера имени Евгения Колобова), Лилия Гайсина (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и Роман Муравицкий (Большой театр). Санкт-Петербург был представлен Эдуардом Цангой, темпераментным баритоном из Мариинки. Программу обогатили прима из Нижнего Новгорода Татьяна Гарькушова, блеснувшая накануне в партии Дорабеллы, и гость из Самары Василий Святкин. Особой смелостью отличились китайцы Сунь Лу и Лю Иньлун, выбравшие труднейшие русские арии и удачно исполнившие их на языке оригинала. Так что монолог Марфы и Песня Левко из «Царской невесты» и «Майской ночи»Николая Римского-Корсакова звучали с легким иноземным акцентом. Приятно порадовали и хозяева фестиваля, артисты нашего театра. 2 декабря они отправились в село Порецкое.

Мария МИТИНА

Опубликовано: 3 декабря 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.