Недавно ОАО «АККонд» к своим многочисленным наградам за стабильное развитие производства, конкурентоспособную продукцию, современный менеджмент добавило еще одну, несколько иного плана — чебоксарское предприятие выиграло республиканский конкурс «Организация высокой социальной эффективности». Как на предприятии удается сочетать успешный бизнес с активной социальной политикой? Об этом — беседа нашего корреспондента директором Валерием ИВАНОВЫМ.
— Валерий Николаевич, когда все-таки на фабрике зародился «капитализм с человеческим лицом»?
— Пожалуй, в начале 90-х годов. Помните, какое тяжелое было время, сплошной негатив вокруг. А сколько больших и малых предприятий тогда захлебнулось в рыночных волнах, сколько личных трагедий! Фабрику надо было удержать на плаву, но без коллектива это невозможно. Простая истина: у людей должна быть уверенность, что завтра они не потеряют работу, что за хороший труд будет достойная зарплата. По этому пути мы и пошли. Уверенное развитие предприятия, снятие социальной напряженности, создание новых рабочих мест, — разве это не социальная направленность? А 200 млн. рублей налогов, которые предприятие заплатило в прошлом году, пойдет в том числе и в социальную сферу. Плюс конкретные социальные программы, направленные на создание человеческих условий для работающих на фабрике, их поддержку. Чтобы люди чувствовали — они нам нужны.
— Вы — из тех, кто умеет считать деньги и предпочитает использовать прибыль на закупку новых производственных линий, расширение ассортимента продукции. Недавно совместно с IBA group внедрили систему управления предприятием. А от социальных программ видимую отдачу не получишь, пользу не пощупаешь.
— Не согласен. Да, затраты на реализацию социальных программ в 2004 году по сравнению с 2003-м возросли на 37,4 процента и составили почти 10 миллионов рублей. Но деньги потрачены не в ущерб развитию предприятия. К примеру, штат за год увеличился почти на 200 человек — сейчас на фабрике более 1300 работающих. Значит, расширяемся, имеем перспективу.
Постоянное обучение персонала согласно потребностям предприятия. Хочешь — повышай квалификацию, надумал расти по служебной лестнице — получай высшее образование. Знания и диплом останутся с человеком (кто знает, как сложится жизнь), но и фабрике они не лишние. Вот вам пример взаимовыгодного интереса.
Но на роль Деда Мороза, который раз в год направо-налево раздает подарки, я действительно не подхожу. И вообще убежден: забота о людях должна быть разумной, чтобы не развращать людей. Всех детей работников фабрики, к примеру, мы обеспечиваем путевками в оздоровительный лагерь. Тратим на это 400—500 тысяч рублей ежегодно. Могли бы полностью выкупать путевки, но родители вносят 10—20 процентов от стоимости. Это принципиальный подход. Люди должны чувствовать свою сопричастность к делам предприятия, в том числе и к его общему кошельку. Халява никогда не ценится. Скучно стало ребенку первый день в лагере, и сердобольная мамаша готова тут же забрать его оттуда — если бесплатно, то не жалко. А вот если она тоже внесла свой рубль, то спешить не будет, подумает. Глядишь, и научится дитятко жить в коллективе, и родители на этот период спокойны — ребенок под присмотром.
Обеды в фабричной столовой тоже на 50 процентов дотируются предприятием. Стимул, чтобы рабочий человек в смену обязательно получал полноценное горячее питание, а не наживал язву на пирожках.
— А вот с этого места, пожалуйста, поподробнее. Какие еще стимулы используются на предприятии?
— Самые разные. Скажем, повсюду установили автоматы с очищенной питьевой водой. А кондиционеры теперь не только в кабинетах, но и в цехах. Это стимул? Стимул, поскольку человеку стало комфортнее на рабочем месте.
В двухсменном режиме действует медпункт. Здесь не только можно получить нужные процедуры, но и прийти на прием к терапевту, гинекологу, стоматологу. Бесплатно, разумеется, — у фабрики договор с поликлиникой. Медицинские профосмотры работников предприятия регулярны. Осенью проводим массовые вакцинации от гриппа, и уже который год эпидемий на «АККонде» не наблюдается.
Этой весной сделали новые гардеробы — с душевыми, туалетом, сушилками для одежды и обуви. Там же стиральные автоматы, гладильная, чтоб спецодежду приводить в порядок. Работают две бани-сауны, тренажерный зал. Идет проектирование современного спортивного комплекса на территории фабрики. А сейчас строим собственную лодочную станцию на берегу Волги. Грешно жить на великой реке и не использовать ее для отдыха. Наши работники будут выезжать туда на выходные и без опаски оставлять свои лодки под охраной до следующего раза.
Понравилась народу и идея с открытием небольшого магазина при фабрике. По нашим электронным карточкам здесь можно брать продукты авансом, а потом в зарплату рассчитываться.
— А зарплаты-то хватит?
— Хватит. Она, скажем так, далеко не самая низкая по сравнению со многими другими предприятиями города. Как правило, повышаем два раза в год, в среднем на 20 процентов.
— Помимо зарплаты есть еще и доплаты?
— Есть и такие. Например, материальная помощь к очередному отпуску всем, кто добросовестно отработал год. Затраты на это доходят до семи миллионов, и не жалко, пусть люди хорошо отдыхают, чтобы потом лучше работать.
По дополнительному окладу получают и те, кто весь год работал без больничных листов. И опять же, предприятие заинтересовано в здоровом образе жизни аккондовцев — не надо оплачивать больничные, искать замену на время отсутствия захворавшего и пр. Это к нашему разговору о разумном стимулировании, которое выгодно и фабрике, и конкретному работнику.
Само собой, готовим подарки к праздникам — к Новому году, 8 Марта, Дню фабрики в августе… Обязательно — к юбилейной дате работника, причем не только в предпенсионном возрасте, как обычно принято, а уже с 30 лет.
Коллектив у нас в основном женский, много молодых мам. Они на 2—3 года уходят в отпуск по уходу за ребенком. Про них мы тоже не забываем, ежегодно посылаем привет от родной фабрики в виде подарка или денежной суммы.
Жизнь есть жизнь, все ситуации ни в каком коллективном договоре не предусмотришь. Если у работника возникает нужда, он может получить на фабрике заем в пределах тридцати тысяч рублей. Проценты ниже, чем в банке, и не надо бегать с оформлением документов. Безвозмездная материальная помощь оказывается тем, кому требуется длительное лечение или кто хоронит близкого родственника.
— А ветеранам предприятия помогаете? Или скажете — мы не райсобес?
— Не скажу. Лично у меня к ветеранам особое, очень теплое отношение. Они нас когда-то приняли в коллектив, помогли стать на ноги. К тому же по отношению к ветеранам сегодняшнее поколение судит о своем будущем — не забудут ли их, когда придет время уйти на заслуженный отдых. На «АККонде» не забудут. Мы постоянно приглашаем своих ветеранов на общие праздники, помогаем материально, особенно если возникают проблемы со здоровьем. А недавно был такой случай: одна наша пенсионерка нечаянно затопила соседей. Капитально затопила, ущерб большой — пожилой женщине самой не расплатиться. Мы послали туда свою ремонтную бригаду, отремонтировали пострадавшую квартиру — и у соседей никаких претензий. А та женщина со слезами благодарила родное предприятие.
— «АККонд» известен и своей благотворительной деятельностью «на стороне». А как же ваш принцип — не развращать дармовщиной?
— Не будем мешать все в одну кучу. Для чего люди ходят на работу? Правильно, чтобы заработать. Чем больше, тем лучше. И я, как руководитель, обязан создать им прежде всего максимум условий именно для этого, в том числе и социальный комфорт в масштабах предприятия. Но есть категория наших сограждан, которые не в состоянии сами заработать и нуждаются в поддержке. Надо делиться, так делается во всем мире. «АККонд» постоянно помогает дому ребенка «Малютка», детским домам, лечебным учреждениям, поддерживает спортивную направленность, участвует в общегородских мероприятиях.
— На кондитерской фабрике практически нет вакантных мест, люди держатся за свою работу. Наверняка не последнюю роль здесь играют и социальные гарантии. Вы все проекты реализовали?
— Так не бывает, нет предела совершенству. На мой взгляд, больше внимания надо уделять культурно-массовой работе (хотя мы регулярно устраиваем какие-то экскурсии, организовываем концерты, приглашаем профессиональных артистов) и спортивным началам. Почему бы, скажем, не заиметь свою спортивную команду? Болели бы за нее всем коллективом.
Наверное, сегодня это вообще самая главная задача — воспитание корпоративной культуры, чувства гордости за свое предприятие. Вон Япония, куда уж как рыночная страна, а какая у работников корпоративность, какое единение в борьбе за «честь фирмы». У нас же пока только задатки. Да, работница «АККонда» гордится, что родственница из Москвы просит привезти чебоксарские конфеты. Вот такие настроения и надо укреплять. Тогда и развитие предприятия пойдет на виток выше. Ведь если работник — все вместе и каждый в отдельности — действительно дорожит честью своей фирмы, он не позволит себе схалтурить, не пройдет равнодушно мимо каких-то изъянов, проявит полезную инициативу. Над созданием такого микроклимата на фабрике надо поработать.
Опубликовано: 19 февраля 2008 г.
Читайте также:
Олег Николаев: «Нам надо сконцентрироваться, прежде всего, на достижении национальных целей..."
Минпромторг России продолжит поддержку электротехнического кластера Чувашии
Минпромторг России продолжит поддержку электротехнического кластера Чувашии
Король среди фрезеровщиков
На закупку новых троллейбусов Чувашии выделят более миллиарда рублей
Олег Николаев рассказал агентству "Интерфакс" о создании в Чувашии делового климата
На правительственной планерке обсудили рост экономики, производство медицинских масок и строительств...
Чебоксары претендуют на высокое звание «Город трудовой доблести»