ЛЬДЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ ЖАРЫ
Почти три месяца Евгений Кузьмин провел в холодных водах арктических морей на небольшом судне, не сходя на берег. Научно-исследовательская экспедиция, в которой он участвовал, стартовала в конце июля этого года и завершилась в середине октября. Ее задачей было исследовать биологические и гидрохимические характеристики моря Лаптевых.
– Это была комплексная экспедиция, – рассказал Евгений. – В преддверии освоения шельфа российской Арктики, активно набирающего обороты в последнее время, важно изучить особенности этой хрупкой экосистемы. Некоторые из будущих участков освоения и исследовало наше судно. Мы отбирали пробы воды и донных отложений, производили траление в заданных точках, изучали ихтиопланктон и бентос. Помимо этого, вели постоянные наблюдения за морскими млекопитающими и птицами, встреченными по нашему маршруту.
Вообще экспедиция стартовала в Мурманске, – продолжил Кузьмин. – И наш небольшой караван из двух судов прошел Баренцево море, Карское, а через пролив Вилькицкого до моря Лаптевых мы пробирались с помощью ледокола «Вайгач». Пролив Вилькицкого, расположенный в центре Северного морского пути, омывающий самую северную точку нашей страны и Евразии в целом – мыс Челюскина, практически круглый год закрыт льдами, и без ледовой проводки судам там не обойтись. Обратный путь пролегал по тому же маршруту. За три месяца удалось встретить разных обитателей северного края – тюленей, моржей, иногда мимо проплывали киты. А на одной из якорных стоянок рядом с судном плавала белая медведица с двумя медвежатами, которых даже удалось заснять на видео. Конечно, впечатлили и бескрайние ледовые поля, через которые нас вел ледокол.
По словам Евгения, он бы еще раз с удовольствием побывал в такой экспедиции, вот только три месяца – это слишком долго.
– Мне, как географу, а я окончил географический факультет Чувашского госуниверситета, всегда интересно принимать участие в работе экспедиций. Правда, в такой длительной морской экспедиции я побывал впервые. Достаточно сложно долго находиться в ограниченном пространстве, изолированным от большой земли, – пояснил путешественник. – К счастью, каких-то серьезных происшествий у нас не случалось. А частые штормы, дождь, снег – это нормальное состояние осенней, да и летней погоды арктических морей. Вообще я не очень люблю жару и предпочитаю экспедиции именно в «прохладные» края нашей планеты. В свое время мне довелось побывать в Антарктиде, принимая участие в сезонных работах 54-й Российской антарктической экспедиции, а до этого в течение двух лет поработать на острове Врангеля.
Сейчас Евгений работает государственным инспектором заповедника «Присурский», но при случае с радостью снаряжается в очередную экспедицию. Кстати, «СЧ» уже писала о его работе на острове Врангеля («Нянька» для белого медведя» от 26.04.2013). Евгений до сих пор периодически интересуется судьбой медвежонка Феликса, который живет в Красноярском зоопарке.
Белые медведи вместо дельфинов, жжжесть)))