Народная артистка СССР Ирина Скобцева-Бондарчук приехала на Чебоксарский международный кинофестиваль, что называется, в первом эшелоне. Причем она стала первой гостьей первой из шести запланированных пресс-конференций и представляла в Новочебоксарске киноэпопею Сергея Бондарчука «Война и мир» в первый же день фестиваля. Первого же июня вечером Ирина Константиновна простилась с Чебоксарами, выказав восхищение, радость от встреч и намекнув организаторам, что с удовольствием приехала бы в нашу республику еще раз.
Ее красота в свое время поразила весь мир. В Каннах 1955 года она получила звание «Мисс шарм» Каннского кинофестиваля. И не хотела, чтобы коллеги, бывшие с ней во Франции, рассказывали об этом. «Вам мешала красота?» – спросила я у нее. «Нет, – ответила исполнительница роли Дездемоны и Элен Безуховой. – Просто мне хотелось играть разные роли».
Но Ирине Скобцевой, конечно, судьбой было уготовано играть аристократок, обремененных породой и прекрасными манерами, невообразимых красавиц, холодных и хищных в том числе. Она вспоминает, что на премьере «Войны и мира» в Париже, когда она пришла на прием в красивом, хотя и скромном платье, к ней, сверкая бриллиантами, подошла совсем уже старая княгиня Мещерская и, припоминая, где могла ее видеть, спросила: «Деточка, а вы тоже титулованная?»
Упоминание о «Войне и мире» как о самой дорогой картине всех времен и народов вызывает у народной артистки СССР бурю возмущения.
– Несколько дней назад мне присылают сценарий о Бондарчуке. И там написано, что «Война и мир» обошлась в 100 миллионов долларов. Но, во-первых, в 62-м году мы ничего не исчисляли в долларах. Во вторых, весь советский кинематограф со всеми республиками тогда не знал таких денег. У нас существовали сложно-постановочные фильмы и просто фильмы. И они имели свой бюджет. Выйти за рамки этого бюджета было невозможно. Другое дело, что для съемок бесплатно предоставлялась армия. Был даже специально создан кавалерийский полк, он существовал еще 30 лет после съемок. Лошадок собирали со всего СССР. И они потом обслуживали все картины. Сергей Федорович, смеясь, говорил: «Вот полк имени меня». Он туда приезжал, курировал.
Актриса считает, что самой дорогой ее можно считать скорее по отношению людей к этой картине. Люди сами приносили на съемки подлинные вещи, которые помогли создать настоящую историческую атмосферу, и она до сих пор удивляет зрителей во всем мире. Еще на съемках японцы, пришедшие ознакомиться с будущим шедевром, буквально ощупывали «декорации», изумляясь, что все «настоясее». И затем заключили контракт на приобретение картины, для которой потом устроили императорскую премьеру.
– Из Кремля хранительница одного из исторических отделов принесла подлинную табакерку Багратиона. Даже икона, под которой умирает старый Болконский, подлинная. Когда снимали сцену дуэли, пришел один ленинградский житель и принес для съемок дуэльный пистолет 1812 года. И его снимали крупным планом. Наталья Дурова давала для съемок свою старинную мебель карельской березы. И таких примеров было много. Однако с подлинным было и много забавного. Художник выкопал для костюма Элен где-то в комиссионке кусок настоящего французского кружева. Но хватало этого кружева лишь на грудь. И мне запретили поворачиваться. И так я сидела в этом золотом шитье во всей красоте бюста, а когда надо было повернуться, то камера уходила. То же самое было с халатом из какого-то редкого шелка. Его не натянули на одну полу. И надо было так держать руку, чтобы не было видно шва. Подобным образом выходили из положения. А в результате по фильму можно изучать 19 век.
Создатели современных исторических фильмов, хоть и не стеснены так в костюмном плане, не заморачивают себе голову всякой подлинностью. И не придерживаются не то что исторической атмосферы, но даже сюжета и смысла великих произведений. Ирина Скобцева не могла пройти мимо выхода на экраны ТВ европейского сериала по книге Льва Толстого.
– Я понимаю, что многое решают деньги, реклама. Но сегодня происходят такие несовместимые вещи. С одной стороны, говорят, что мы теряем молодежь, а с другой, усиленно пропагандируют вот такие сериалы, где все искажено. Я столько раз читала «Войну и мир», проиграла все роли, когда Сергей Федорович писал сценарий, а потом исполнила роль Элен. Почему же я не вычитала, что Элен была больна сифилисом! И от этого умерла. У Толстого этого нет! Так все переделано под сегодняшний день. Не хочу даже говорить об «Иване Грозном», который сейчас демонстрируют на телевидении. Можно увлекаться кровью на экране, злом, пропагандировать его. Но Толстой говорил, ежели люди порочные связаны друг с другом и составляют силу, то людям добрым нужно сделать то же самое. Нам надо во всем идти к доброте, иначе через какое-то время нам будет очень трудно. Мы утрачиваем те качества, которые присущи человеку. Когда смотришь такую картину и тебе ее еще и навязывают, становится страшновато. Для Толстого было самым важным открыть и сообщить людям знакомое чувство. Возьмите, например, бал Наташи Ростовой. Когда все впервые. У каждого было это чувство. Пусть это будет в другой эпохе. Но вы будете переживать. Должно быть чувство, которое заставит вас какое-то время еще жить тем, что вы почувствовали, сидя в зале.
На пресс-конференции у актрисы, мамы двух талантливых детей, Алены и Федора Бондарчук, и бабушки уже довольно звездного внука Константина Крюкова, спросили, довольна ли она их карьерой. И гостья призналась, что они с мужем были против того, чтобы дети шли в эти профессии. Как говорится, если раньше в кино все зависело от киночиновников, теперь от продюсеров. Однако Алена все равно пошла поступать на актерский, причем под фамилией прабабушки, чтобы не узнали. Дочь известных родителей работала в театре Моссовета. Потом надолго уезжала из Союза. А после возвращения на родину снялась в «Бедной Насте». Ну а сын Федор уже лет в шесть был Актер Актерычем и предлагал с ходу изобразить, как умирала собака Гитлера! «Нет, все мы заражены этим проклятым вирусом кино», – махнула рукой Ирина Скобцева.
Кинематографическая легенда успела поучаствовать даже в блокбастере Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Правда, сын пригласил ее якобы подыграть актеру, проговорить некий текст. А все остальное мама постановщика увидела уже на премьере фильма. Сейчас она снимается в фильме «Золото» по Мамину-Сибиряку вместе с Сергеем Безруковым. И это, как рассказывает Ирина Скобцева, опять все подлинное. Съемки проходят в настоящей демидовской деревне. Этой съемкой, как заверяет актриса, она заканчивает свою кинематографическую деятельность, которой больше полувека. Но будем надеяться, что это не так. Ведь, по ее же словам, стоит ей перешагнуть порог кинопавильона, сердце начинает ходить ходуном. Не бывает спокойствия в этой профессии.
Опубликовано: 5 июня 2009 г.
Читайте также:
Чебоксарский кинофестиваль откроется мировой премьерой фильма "Судьба диверсанта"
XIII Чебоксарский международный кинофестиваль открылся мировой премьерой
Олег Николаев принял участие в открытии XIII Чебоксарского международного кинофестиваля
Стартовал Чебоксарский международный кинофестиваль
«Не старайтесь быть похожими на Голливуд…»
Фильм из Чувашии получил малую «Анне»
Программа кинофестиваля
В столице Чувашии выбирают лучшие российские и зарубежные фильмы