Вячеслав Шмыров: Аналога этому фестивалю я не видел

Кинофестиваль в Чебоксарах поменял и свое название, и свою концепцию. Теперь он называется Чебоксарский международный и будет очень много внимания уделять фильмам, связанным с межэтническими отношениями. О том, каким видят организаторы ЧМКФ его настоящее и будущее, корреспонденту «СЧ» рассказал художественный руководитель кинофестиваля, киновед и продюсер, главный редактор журнала «Кинопроцесс», член Российской академии кинематографических искусств «Ника» Вячеслав Шмыров.– Чебоксарский международный – звучит весьма солидно. В чем будет проявляться международный статус фестиваля?
– В том, что мы хотим сделать ставку на фильмы, созданные сразу несколькими странами. Например, у нас в конкурсе есть фильм «Георг» эстонского режиссера Питера Симма. Это биографический фильм о великом певце Георге Отсе, которого очень хорошо знали в СССР. История эстонского певца оказалась связана с большим историческим и этническим контекстом, поскольку происходит сразу в нескольких странах. Или картина «Подарок Сталину», которую поставил очень популярный в Казахстане Рустем Абдрашев. Это картина о мальчике, у которого были репрессированы родители. И который в духе воспитания, царившего в то время, готовит свой подарок ко дню рождения вождя. Есть и достаточно необычные варианты. Например, в конкурсе будет участвовать фильм молодого режиссера Михаила Косырева-Нестерова «Океан», совместная работа России и Кубы.
– В конкурсе участвует семь фильмов. Ожидаются ли премьерные показы?
– Премьер здесь пока не будет. Я думаю, фестивалю надо еще заработать определенную репутацию, чтобы сюда стремились попасть именно для того, чтобы устроить в Чебоксарах настоящую премьеру. Надо очень хорошо понимать, что мировой и отечественный фестивальный график очень плотный. Сложно в него даже просто вписаться. И именно тематика фестиваля позволяет нам сделать это сейчас достаточно безболезненно. Посмотрите, 7 июня открывается «Кинотавр». После него начинается Московский международный кинофестиваль. За один день до начала фестиваля в Чебоксарах завершается международный фестиваль фильмов имени Андрея Тарковского в Иваново. И параллельно в Липецке будет проходить «Золотой витязь».
– Сложно было привлечь сюда людей при таком фестивальном графике?
– Тематическая особенность этого кинофорума может привлечь сюда людей, заинтересованных именно в таком развитии. Тем более что в докризисные годы нашему кино была свойственна некоторая эйфория. Казалось, что у нас масса возможностей заработать на внутреннем рынке, многие продюсеры отказались от поиска совместных постановок с другими странами. В то время как для Европы это совершенно обычная история. То есть, руководствуясь такой гуманистической идеей, фестиваль приближается к самым насущным кинематографическим проблемам, которые во многом связаны с международной интеграцией.
– Обычно такие фестивали заняты продвижением кино в регионы?
– Да. Безусловной задачей является и знакомство регионов с тем пластом российского кино, которое по различным причинам до глубинки не доходит. Сегодня количество кинотеатров в России в 10 раз меньше, чем было на территории РСФСР. Такая ограниченная возможность показа приводит к тому, что фильмы начинают бороться за площадки. И в этой борьбе нередко выигрывают те фильмы, что сориентированы лишь на подростков. Поэтому предпочтение отдается фильмам сугубо развлекательным, иногда вульгарным и не очень умным.
– У нас есть малый зал в кинотеатре «Сеспель», где можно посмотреть авторское кино.
– И очень хорошо. У вас вообще очень образованные прокатчики. Я это успел оценить.
– В чем это выражается?
– Например, «Луксор», который работает преимущественно с голливудской продукцией, в рамках фестиваля пошел на эксперимент. Мы предлагаем международную программу, панораму фильмов под названием «Другое кино», и кинотеатр дает нам сеансы, хотя это для него большой риск. В «Луксоре» же у нас будут идти детские фильмы.
– В программе заявлены фильмы из мультпроекта «Гора самоцветов». Такие фильмы у нас уже демонстрировались. Это будут другие работы?
– «Гора самоцветов» – очень большой проект. Он делается уже больше пяти лет. В нем порядка 300 картин. Снимаются и новые циклы фильмов. Поэтому «Гору самоцветов» можно привозить каждый год. Это будут совершенно разные картины. Это же сказки народов, живущих в современной России: русские, татарские, бурятские, эскимосские.
– А чувашской сказки там еще нет?
– Еще в прошлом году, когда мы проводили фестиваль «Кино малых народов», хотели начать с чувашской сказки, все перетрясли. Но, к сожалению, таковой не обнаружили. Нет там и марийских сказок, удмуртских. Хотя было бы замечательно, если бы проект отображал все это сказочное многообразие. Ведь детям это необходимо.
– Существуют ли где-нибудь подобные этому фестивали?
– Может быть, в мире такие фестивали и существуют. Но я пока еще не нашел внятного аналога. Проблема совместных фильмов всегда в том, что в них присутствует некий компромисс.
– Это хорошо или плохо?
– С какой стороны смотреть. Главное, что иногда такие фильмы не оценивают именно по качеству только потому, что они плод какого-то компромисса. А это на самом деле вполне естественный путь развития кино. Вспомните, фильм «Синяя птица», снятый в 70-х годах. Его поставил режиссер Джордж Кьюкор, который снимал «Унесенные ветром». Или «Необычайные приключения итальянцев в России». Его появление было продиктовано тем, что строили автозавод в Тольятти. Именно для пропаганды «Жигулей» и был снят этот фильм.
– По какому принципу на ЧМКФ отбирались фильмы?
– По принципу, насколько фильм соответствует нашей концепции. Тематика при отборе стоит во главе угла. Есть и не только совместные постановки. Например, в самый последний момент мы пригласили на конкурс фильм, который, возможно, будет достаточно остро воспринят аудиторией. Это картина о скинхедах «Россия-88». Взаимопонимание порой приходит через очень сложные, а порой и кровавые конфликты. На это мы тоже не собираемся закрывать глаза.
В списке приглашенных большое количество звезд. Охотно ли они едут в провинцию?
– Для меня важно правильно составить фестивальную программу, чтобы приезд звезд был мотивирован. Для самой звезды это тоже очень важно. Поэтому каждая персона связана с программой нашего фестиваля. Юрий Грымов, например, режиссер фильма «Чужие», а этот фильм будет открывать фестиваль. Снялся в этом проекте Виктор Бычков, его знают по «Особенностям национальной охоты», известен он и как ведущий сказок для малышей. Поэтому он примет участие и в показе детских картин. Вместе с тем Грымов выступит в одном из чебоксарских вузов с мастер-классом. Председатель жюри документальных фильмов Алла Гербер, как член Общественной палаты, встретится с представителями культурных диаспор республики. В частности, будет обсуждаться тема «Право наций на кинематограф».
– Парадоксально, но именно в кризис в Чебоксарах проводится такой масштабный фестиваль.
– Поверьте, это достаточно скромные средства. У нас в стране сейчас нет определенной политики, которая бы позволяла активнее внедрять фестивали в регионы. Сегодня большинство наших фестивалей проходит либо в Краснодарском крае, либо в Москве, Санкт-Петербурге и их окрестностях. Поэтому чем дальше от Москвы, тем меньше таких фестивалей. И инициатива их проведения исходит в первую очередь от местных властей. А потом уже включаются федеральные средства. По своему опыту могу уверенно сказать, какое это большое дело, когда есть поддержка со стороны регионов. Как правило, это говорит о вкусах и некоем умонастроении первых лиц республики.
– Каких вы ждете результатов от фестиваля?
– В первую очередь рассчитываю, что приживется заявленная концепция. Что ее оценят как местные зрители, так и участники, то есть сами кинематографисты. Что, снимая свои новые фильмы, они захотят сделать местом премьеры именно Чебоксары. Случится это, конечно, не очень скоро. Но в то время, когда мы уже давно не та великая кинодержава, что была раньше, надо ставить скромные и достойные задачи, которые нам по силам и которые надо решать именно сегодня. Надеюсь, что наши кинематографисты это понимают.
Р. Кириллова.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.