ХУДОЖНИКИ УДИВИЛИ ДАЖЕ АВТОРОВ
Слышали такое выражение – «шуба на рыбьем меху»? Думаете, это о том, чего нет и быть не может? Ничего подобного – увидеть сказочную меховую рыбу и даже почитать про эту самую шубу можно в Чебоксарском центре современного искусства на выставке «Ниже Нижнего», которая открылась на днях.
Удивительная выставка со множеством неожиданных экспонатов создана по мотивам одноименной книги, авторы которой нижегородцы Эдуард Абубакиров, Евгений Стрелков и Вадим Филиппов. Книга написана в жанре псевдокраеведения и состоит из историй на грани правды и вымысла. Небольшие новеллы посвящены городам, прежде всего, Поволжья. Ведь именно про них появились первые сочинения. Изначально их было восемь, потом география дополнялась – сейчас городов уже больше сорока. Но авторы решили на этом остановиться, чтобы избежать повторений и не наскучить читателю.
– Книгу мы начали писать больше десяти лет назад, будучи участниками круиза по Волге от Саратова до Нижнего Новгорода, – рассказал Евгений Стрелков. – Во время остановок мы ходили на экскурсии по всем прибрежным городам.
Первая такая завиральная история родилась уже в Саратове. Авторы вместе с экскурсионной группой ждали гида у безымянного памятника на набережной. «Кому памятник?» – спросил кто-то. И Владимир Филиппов с ходу ответил: «Саратову!» На вопрос: «А кто такой Саратов?» – последовала биография, собранная на лету из знакомых со школы клише: бедное детство в поповской семье – побег из дома – медицинский факультет Казанского университета – марксистский кружок – ссылка – побег. Для убедительности вымышленному герою добавили пару дефектов – якобы Саратов был левшой, перепутал, куда бежать, и побежал на Дальний Восток вместо Европы. Но в итоге судьба революционера сложилась как надо, и он уже Лениным был прислан в этот город, стал здесь начальником. В его честь он, собственно, и назван… Тут подошла девушка-экскурсовод и начала рассказывать, что слово Саратов происходит от древнебулгарского «желтая гора». Но все пожимали плечами и ухмылялись, ведь они только что услышали совсем другую, гораздо более увлекательную историю.
Тогда-то и пришла идея сделать целый сборник, посвященный достопримечательностям поволжских городов. Однако изложить эти истории авторы решили по-своему. Слова «ниже нижнего» можно понять как «хуже некуда». Но авторы ни в коем случае не хотят обидеть упомянутые в книге замечательные города и их жителей. Наоборот, доведя историю до абсурда, они намерены пробудить в читателе интерес, чтобы он докопался до подлинных фактов.
Есть в книге и страницы, посвященные столице Чувашии. В том самом памятном волжском круизе авторы оказались в чебоксарском Музее пива. Тогда подобного рода музеи были в диковинку. Гости столицы Чувашии были здорово удивлены, увидев там не множество образцов пенного напитка, а инвентарь для его производства, фотографии, тексты. Это было похоже на музей горнодобывающего предприятия. Наверное, это какое-то другое пиво, которое делают из горной породы. А именно из специального пивного камня – биролита…
Идея же самой выставки появилась как некий вариант презентации книги. Но перед художниками стояла задача не проиллюстрировать ее, а создать собственную мифологию, лишь отталкиваясь от описанных в историях образов.
В итоге на выставке представлено восемнадцать художников, многие решения которых были неожиданностью и для самих авторов. Тут можно увидеть все, от графики до видеофильмов, анимации и даже вышитых крестиком работ. Конечно, книга и выставка очень тесно связаны. Но чтобы понять вторую, необязательно знать первую. А к каждому экспонату достаточно просто прочитать комментарии.
Кстати, выставка передвижная и следует по маршруту круиза, только в противоположном направлении, от Нижнего Новгорода до Саратова.