ЭСКИЗЫ И ДЕКОРАЦИИ ИЗВЛЕКЛИ ИЗ ФОНДОВ И МАСТЕРСКИХ
В залах художественного музея в воскресенье завершает работу выставка «Театральная палитра», которую Союз театральных деятелей Чувашии инициировал к своему 70-летию. Выставка получилась беспрецедентной по размаху: столько костюмов, макетов и эскизов декораций в республике за один раз еще не собирали под одной крышей. Эскизами и декорациями любовалась Рита Кириллова.
Как рассказала «Сцене Ч» секретарь СТД республики Галина Скворцова, выставку, по сути, вместе с музейными работниками делали сами театры. Они представляли все, что могло отразить сегодняшнюю сценографию, музей же согласился открыть по такому случаю запасники. Даже место для своих работ художники из театров выбирали себе сами. И лишь главную стену экспозиции, символизирующую весь этот театральный праздник, решено было оформить сообща. Над этим трудились самые активные сегодня сценографы Валентин Федоров и Владимир Шведов. В результате центральный зал был отдан оперному и Русскому драматическому театрам, там же два небольших уголка заняли костюмы и эскизы из Чувашской драмы. А южное и северное крыло музейного фойе украсили работы художников детских театров, юного зрителя и кукольного.
Музейный хранитель, одна из организаторов выставки Валентина Боброва признается, что самая большая музейная коллекция театральных эскизов – это работы Евгения Бургулова, легендарного художника-постановщика, привнесшего на наши подмостки академическую школу и оформившего более 70 спектаклей в Чувашском и Русском драматических театрах. Однако нашлись в фондах театральные эскизы и других художников – Николая Максимова и Павла Дмитриева, Владимира Мазанова и Александра Старовойтова. Кстати, с именем Старовойтова в Чебоксарах связано появление таких спектаклей, как «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Солдат Иван Чонкин».
Театры не ограничились представлением творчества нынешних «главхудов», хотя последним, конечно, есть что показать. Например, оформление таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Шывармань» или «Сказки Гофмана», Валентином Федоровым тоже уже стало современной историей, и это все довольно яркие моменты нашей театральной жизни. Но этот театр представил работы еще четырех художников, даже двух студентов. А гигантские птицы Валерия Никифорова из оперы «Бал-маскарад» вообще стали чуть ли не доминантой зала. ТЮЗ имени М. Сеспеля кроме сочной палитры Ольги Ежковой познакомил зрителей с костюмами Нелли Арсентьевой, а кукольный выставил сказочные рисунки и макеты сразу пяти художников, хотя в центре все равно оказались уникальные работы Анатолия Розова. Чувашская драма, где теперь работает бывшая «кукольница» Светлана Зверева, представила и эскизы много лет проработавшего в этом театре главным художником Юрия Матросова, не забыла и увлечение сценографией худрука Валерия Яковлева. Владимир Шведов, отвечающий сегодня за сценографию в Русской драме, один из самых опытных экспозиционеров, и его эскизы, например, к «Орфею и Эвридике», «Моему прекрасному монстру» или «Фальшивой монете», смотрятся вполне самостоятельными живописными работами.
Всего «Театральная палитра» вместила почти шесть сотен работ, связанных со становлением и расцветом нашего театра, а также дающих представление о том, что происходит на подмостках сегодня.
Театральная выставка получилась столь зрелищной, что тут же стала не только местом экскурсий, но и благодатным фоном для концертов и мастер-классов.
Фото автора и ЧГХМ
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На наших театральных афишах между тем появляются новые имена. Например, к прошедшей 23 ноября премьере в ТЮЗе имени М. Сеспеля «Мамаша Кураж» прямое отношение имеет Александра ЕФИМОВА. Молодая художница окончила по специальности Нижегородское театральное училище им. Е.А. Евстигнеева, а затем факультет «Сценографии и театральной технологии» Школы-студии МХТ им. А.П. Чехова. В ее послужном списке сценография и костюмы к дипломному спектаклю Театрального института им. М.С. Щепкина «Страх и отчаяние в третьей империи» и к спектаклю «Оркестр «Титаник» Калужского драматического театра. Так что работать над чувашским спектаклем по пьесе она приехала весьма подготовленной к столь любимой сценографами брехтовской стилистике.