В ЧЕБОКСАРАХ НАЧАТО ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Пробным шагом предстоит стать небольшому продовольственному магазину на пересечении улиц Николаева и Цивильская. Одноэтажная постройка стала помехой для строительства так называемой 31-й автодороги, призванной разгрузить транспортные потоки в центре города.
Примеров, когда недвижимое имущество мешает движению вперед, дальнейшему развитию города, в столице Чувашии наберется немало, а потому очень важно, чтобы методы изъятия земли для муниципальных нужд были цивилизованными. И хотя такая работа – вовсе не самодеятельность городских властей, она регулируется Земельным, Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, процесс начат непростой и вряд ли будет проходить гладко. Ведь изъятию подлежат также земельные участки, используемые не по целевому назначению, и те, что приобретены с аукционов, но в течение трех последующих лет не освоены. Легкого расставания здесь точно не будет. Важно отметить, что деньги за них собственникам не вернут, а вручат лишь постановления об изъятии земельных участков.
Что же касается магазина, то земля под ним не приватизирована, и собственнику дали время на то, чтобы оформить все необходимые документы. Только после этого будет определена рыночная стоимость участка, которую собственник и получит в результате изъятия участка. При строительстве 31-й автодороги, властям придется решить вопрос и с автозаправочной станцией на ул. Гагарина – на пути новой автотрассы это следующее препятствие. В МУП «Земельное управление г. Чебоксары» нас, правда, уверили, что решение по этому вопросу уже найдено, но какое именно – не уточнили.
Похоже, в каждом случае изъятия земельных участков подход будет индивидуальным. Новые дороги, как и другие инфраструктурные объекты, Чебоксарам нужны как воздух. И практически все имеющиеся проекты пройдут по землям, которые находятся в частной собственности. Сложности могут возникнуть не только в исторической части города, но и на окраинах.
НАША СПРАВКА
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, осуществляется в исключительных, определенных законом случаях. Необходимость его должна быть доказана. Выкуп может быть осуществлен только с согласия собственника. Цена и другие условия определяются по соглашению сторон или же в судебном порядке. Плата за земельный участок, изымаемый для нужд города, включает рыночную стоимость участка, рыночную стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, а также убытки, причиненные собственнику в результате изъятия земельного участка. Муниципалитет по соглашению с собственником может предоставить ему другой участок земли взамен того, что подлежит изъятию.
Одним из оснований прекращения прав на земельные участки действующее законодательство признает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Тем самым фактически установлен приоритет публичных (государственных или муниципальных) нужд в использовании земельных участков перед частными интересами.
Вместе с тем данный приоритет является далеко не абсолютным: законодательство определяет случаи, когда изъятие земельных участков возможно, устанавливает процедуру такого изъятия, предусматривает гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков при их изъятии для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. В целях недопущения неоднозначного толкования Кодекс раскрывает, какие именно случаи могут рассматриваться в качестве исключительных, и при этом прямо называет лишь два из них:
1) необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет об обязательствах, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в связи с чем изъятие может осуществляться лишь для федеральных нужд (к примеру, это может быть связано со строительством международных магистральных трубопроводов), а не нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
2) необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ дополнен исчерпывающим перечнем объектов государственного или муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для изъятия земельных участков. Это объекты:
1. федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения;
2. использования атомной энергии;
3. обороны и безопасности;
4. федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
5. обеспечивающие космическую деятельность;
6. обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
7. линейные — федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
8. электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
9. автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
Однако наиболее существенным с точки зрения защиты интересов обладателя прав на земельный участок представляется указание в приведенной норме ст. 49 ЗК РФ на отсутствие других вариантов возможного размещения объектов как на обязательное условие для изъятия земельных участков. Данное обстоятельство по сути означает, что в случае возникновения судебного спора орган, принявший решение об изъятии земельного участка, должен будет представить суду убедительные доказательства того, что иных вариантов размещения предполагаемого объекта, кроме как на спорном земельном участке, не имеется.
По смыслу подп. 3 п. 1 ст. 49 ЗК РФ случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут быть связаны также и с иными исключительными обстоятельствами, отличными от двух вышеназванных. Но при этом должно иметь место прямое указание на данные обстоятельства в федеральном законе — в отношении любых земель либо в законе субъекта Российской Федерации — в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности.