Эрзя – народ певучий

Эрзянских сел в Порецком районе три. Знакомство с ними мы начали с Напольного – одного из самых больших мордовских селений Чувашии (около 1500 жителей).
Историю села, наверное, знают все напольненцы. Не без гордости рассказывают, что первое летописное упоминание о селении относится к 1424 году. По одной из легенд, в здешние леса пришли три мордовских старца. Дорога расходилась на три стороны. Вдруг выпало на землю яйцо. «Сам Всевышний указывает нам, где поселиться, – молвил один из старцев, – и назовем село Алвеле (ал – по-мордовски яйцо)». Напольным село назвали русские, пришедшие сюда позже. Сегодняшнее село образовалось слиянием трех деревень – Студенец, Низовка, Напольное. Сельчане некоторые улицы до сих пор так и называют, хотя у всех семи имеются официальные имена – Советская, Комсомольская, Колхозная, Пролетарская, Ленина, Фролова, Арлашкина. В последних двух увековечена память об известных уроженцах села. Первая названа в честь участника Октябрьской революции, чрезвычайного комиссара Закаспия Андрея Фролова, вторая – в честь Героя Советского Союза Григория Арлашкина. Она, по словам напольненцев, прямая, как стрела, и тянется на целых четыре километра.
В центре села находится памятник погибшим в Великую Отечественную войну. Здесь его называют пантеоном. Стела, природный камень с выгравированной фигурой солдата и плиты со списками погибших и вправду составляют единый ансамбль. Кстати, на войну из Напольного ушли 587 человек, вернулись 194. Рассказывая о своих героях, напольненцы подчеркивают: «Сегодняшний вид пантеон приобрел благодаря Петру Седойкину (1938–2006 гг.), основателю и первому председателю Мордовского культурного центра, заслуженному строителю России и Чувашии, заслуженному работнику культуры России. По его инициативе в 1992-м в селе построено новое кирпичное здание церкви Николая Чудотворца, по его проекту сделаны памятники первым поселенцам на захоронениях 15-19 веков».
Не обходится экскурсия и без посещения школы (она трехэтажная), Дома культуры, библиотеки, офиса врача общей практики со стоматологическим кабинетом, отделения почты, четырех магазинов, кафе. Там сельчане нынче отмечают дни рождения, юбилеи, свадьбы, устраивают поминки. В общем, по их словам, есть все для комфортной жизни, была бы только работа. Ну а с этим здесь проблема, как, впрочем, и в чувашских деревнях. Вот и ездит трудоспособная мужская часть селения на заработки за пределы республики.
Особая гордость напольненцев – Музей народного быта. Предметы старины, домашнюю утварь собирали всем селом. Одна семья не пожалела, сняла резные наличники с родового поместья – дома, построенного еще в 1910 году, другая подарила костюм, в котором венчалась прабабушка, третья – огромную ступу с пестом. Есть здесь и плетеный сундук для приданого, и ткацкий станок. Хоть сейчас садись и тки. В деревенской избе за прялкой, как живая, сидит бабуля в платочке. А дед в лаптях пристроился погреться на печи. И даже точная копия плетня из ивовых прутьев имеется…
Главными инициаторами и творцами Музея выступили культработники, они же – участники вокального ансамбля народной песни «Эрзянка». Экскурсоводами по селу в день нашего посещения тоже были они. Повествование об истории эрзянского народа, его традициях и обычаях из уст людей в богатых национальных костюмах, да еще сопровождаемое народными песнями, произвело неповторимое впечатление. Чувствовалось, как людей объединяет любовь к малой родине, к родной культуре и языку. Кстати, поет «Эрзянка» и мордовские, и русские, и чувашские песни. «Народ наш очень певучий, – говорят самодеятельные артисты. – Песня сопровождала его в радости и печали, живет с ним и сейчас, ни одно застолье не проходит без задушевной песни, праздник – без задорной частушки. И наша задача – чтоб они, наши песни, жили и звучали еще много-много лет».



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.